Методическое пособие по атопическому дерматиту

Методическое пособие по атопическому дерматиту thumbnail
1
УДК 616.5 – 085 – 084 (075.8)
ББК 55.83я73
К76
Печатается по решению Центрального методического Совета и
редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии от «19» апреля 2007г. протокол № 6.
Утверждено в «УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России». УМО-782 от 16.11.2007.
Атопический дерматит. Учебное пособие для студентов медицинских
ВУЗов /Сост.: С.В. Кошкин, М.Б. Дрождина, Т.В. Чермных – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008. – 77с.
В предлагаемом учебном пособии изложены вопросы классификации, профилактики и лечения атопического дерматита. Последовательно
излагаются современные данные о патогенезе, клинике, терапии и профилактике заболевания. Отражены современные аспекты диагностики и
лечения атопического дерматита.
Пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического
факультетов.
Рецензенты: зав.кафедрой детских болезней КГМА, д.м.н., профессор Я. Ю. Иллек.; зав. кафедрой кожных и венерических болезней ПГМА,
профессор В.Д. Елькин
ISBN 978-5-85908-246-9
(С) Кошкин С.В., Дрождина М.Б., Чермных Т.В. — Киров, 2008.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Предисловие ……………………………………………………………..4
2. Методические указания …………………………………………………5
3. Введение ………………………………………………………………..6
4. Этиология и патогенез …………………………………………………7
5. Классификация …………………………………………………… . …11
6. Клиническая картина ………………………………………………………..13
6.1. Оценка степени тяжести процесса ……………………………………16
6.2. Сопутствующие заболевания при атопическом дерматите……………….19
7. Осложнения …………………………………………………………….20
8. Критерии диагностики …………………………………………… ….21
9. Кожный статус больного при бессимптомном течении АД ……………..22
10. Дифференциальный диагноз ………………………………………….23
11. Принципы лечения…………………………………………………………………….28
11.1. Общее лечение………………………………………………………………………..30
11.2. Местное лечение …………………………………………… ………49
11.3. Устранение сухости кожи, наружная сопутствующая
терапии ………………………………………………………………………………………56
11.4. Фитотерапия атопического дерматита………………………………………57
12. Профилактика……………………………………………………………………………59
13. Контрольные вопросы …………………………………………… …62
14. Тесты ……………………………………………………………… …62
15. Ситуационные задачи ……………………………………………………………….64
16. Заключение……………………………………………………………………………….65
17. Список литературы …………………………………………………………………..66
3
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Атопический дерматит является самым частым заболеванием в детской дерматологической практике. По данным Всемирной организации
здравоохранения им страдает от 3 до 10 % детского населения во всем
мире. В России распространенность данного заболевания составляет от
10 до 15% среди детей, а в урбанизированных и экологически неблагополучных регионах – от 15 до 20 %. Продолжающийся рост заболеваемости,
особенно в индустриально развитых регионах, нередкое формирование
тяжелых, резистентных к лечению, инвалидизирующих форм данного
дерматоза ставит проблему изучения этого заболевания в ряд наиболее
актуальных в настоящее время.
Первые упоминания о нейродермите относятся к 460 году до нашей
эры. В средние века нейродермит был известен под разными названиями.
Первое четкое научное описание болезни дал Бейтмен в 1780 году. Спустя
век Е.Бенье выделил основные симптомы данного заболевания, включая
зудящие воспалительные экссудативные и сухие лихенифицированные
поражения. В дальнейшем в литературе болезнь получила название «диатезическое пруриго Бенье». Современные дерматологи используют различные термины для обозначения данной патологии. В США в основном
применяют термин «нейродермит», в Европе – «атопическая зкзема», в
России – «атопический дерматит» и «нейродермит». Но, в соответствии с
Международной классификацией болезней (МКБ-10) принят единый термин – атопический дерматит, который имеет свои диагностические критерии и является собственно нозологической формой.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Тема «Нейродермит. Атопический дерматит. Экземоподобные заболевания» изучается студентами лечебного и педиатрического факультетов
на 4 курсе (VII семестр). Отведено 2 часа лекций, 5 часов – практических
занятий, 5 часов – внеаудиторной самостоятельной работы. Вопросы по
данной теме включены в переводной курсовой экзамен и государственную аттестацию.
Целью занятий является ознакомление студентов с этиопатогенезом
4
аллергодерматозов (нейродермита и атопического дерматита), усвоение
основных закономерностей течения и клинических проявлений заболеваний, ознакомление с принципами диагностики и лечения, методами профилактики аллергодерматозов. На практических занятиях студент приобретает навыки методики обследования больного, проведения дифференциальной диагностики с другими заболеваниями.
В предлагаемом учебно-методическом пособии изложены вопросы
классификации, этиологии и патогенеза, клинико-морфологических особенностей атопического дерматита. Основное внимание уделено генетической природе заболевания, современным методам диагностики, терапии
и профилактики атопического дерматита.
3. ВВЕДЕНИЕ
Атопический дерматит (АД) – наследственная болезнь, имеющая
хроническое рецидивирующее течение с определенной возрастной динамикой, характеризующаяся зудящими экзематозными и лихенифицированными высыпаниями, аномалиями клеточного иммунитета кожи с
дисрегуляцией Т-клеточного звена и гиперчувствительностью ко многим
иммунным и неиммунным стимулам.
Проблема аллергодерматозов одна из наиболее актуальных в современной медицине. Научные прогнозы свидетельствуют о возможности
значительного увеличения числа больных и более тяжелом течении АД
в ближайшие годы. Проведенные исследования позволяют рассматривать
патологические изменения в коже при АД как результат сложной сочетанной патологии органов пищеварения, эндокринной, нервной и иммунной
систем, метаболических нарушений.
В разное время разными авторами АД обозначался многочисленными синонимами: атопическая экзема, конституциональная экзема, пруриго Бенье и др. В классификационном смысле это заболевание в течение
многих лет было предметом научных дискуссий, сводившихся в основном к двум вопросам: является ли название АД синонимом диффузного
нейродермита и правильно ли относить его к группе нейродерматозов.
Отечественные дерматологи до сих пор широко пользуются названием
«диффузный нейродермит», в то время как в англо-американской лите5
ратуре с 30-х годов нашего столетия получил распространение термин
«атопический дерматит». Это создает определенные трудности в научном
взаимопонимании и в разработке практических вопросов эффективности
терапии этого заболевания.
Мы отдаем предпочтение термину «атопический дерматит», считаем
его в абсолютном большинстве случаев синонимом диффузного (диссеминированного) нейродермита и далее рассматриваем особенности этиопатогенеза и клинического течения заболевания.
16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов.
Основная цель пособия – обозначить круг вопросов, обеспечивающий
достаточный уровень знаний и практических навыков по дерматовенерологии с использованием лекционного материала и рекомендуемой литературы. Пособие поможет упорядочить и систематизировать полученные
знания, улучшить качество самостоятельной внеаудиторной подготовки
студентов, усвоение теоретического материала и воспроизведение его на
практике при работе с больными.
В предлагаемом учебном пособии освещены вопросы этиологии,
эпидемиологии, классификации, особенностей клинических проявлений,
современные методы диагностики кожных и венерических заболеваний.
Информационный материал представлен в виде схем – алгоритмов четкой логической цепи последовательно выполняемых задач. Акцентируется внимание на наиболее важных деталях определенной патологии, при
этом сохраняется возможность составить целостное представление о рассматриваемой проблеме. Кроме того, в предлагаемом учебном пособии
представлены контрольные вопросы и тестовые задания, используемые
для оценки базовых знаний, повторения учебного материала по всем разделам учебной программы по специальности «Кожные и венерические
болезни». Для подведения итогового контроля применяются ситуационные задачи, позволяющие оценить логику постановки диагноза и способы
решения конкретной проблемной ситуации. Изложенный материал соответствует учебной программе дисциплины, учебному плану.
Материал учебного пособия представлен на достаточном методи6
ческом уровне и в доступной для понимания студентов форме. Пособие
предназначено для самостоятельной подготовки студентов медицинских
вузов к практическим занятиям.
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атопический дерматит. Новые подходы к профилактике и наружной терапии. Под редакцией Сергеева Ю.В. 2005 г.
2.Атопический дерматит у детей. Делягин В.М., Румянцев А.Г. 2004 г.
3. Атопический дерматит. Типы течения, принципы терапии. Кунгуров Н.В., Герасимова Н.М., Кохан М.М. 2000 г.
4. Диагностические индексы в дерматологии. В.П.Адаскевич 2004 г.
5.Современные технологии реабилитации детей с аллергодерматозами. Под редакцией Казначеевой Л.Ф. 2000 г.
6.Антигистаминные препараты в лечении аллергических болезней у
детей. Смирнова Г.И., 2004 г.
7. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей: диагностика, лечение и профилактика. Под редакцией академика Баранова А.А.
8. Лечение кожных болезней препаратами растительного происхождения. Корсун В.Ф., Ситкевич А.Е., Ефимов В.В., 1995 г.
9. Дерматология . Т.Фицпатрик, Р.Джонсон.1999 г.
10. Экзема и нейродермит у детей. Торопова Н.П.,Синявская
О.А.1991г.
11. Атопический дерматит: наружная терапия. Под редакцией академика Хаитова Р.М. и профессора Кубановой А.А. 2002 г.
12. Детская дерматовенерология. Суворова К.Н., Куклин В.Т., Рукавишникова В.М. 1996 г.
13. Атопический дерматит. Суворова К.Н., Антоньев А.А. 1989 г.
14. Нейродермит . Ганс- Вернер Туттенберг 1998 г.
15. Atopic dermatitis. Richard Allen Johnson, M.D. 2001.
16. Differential diagnosis in dermatology. Richard C. Gibbs, M.D. 1997.
17. Atopic dermatitis. Key diagnostic features. Klaus Wolff, M.D. 2000.
18. Atopic dermatitis: a review article. An International Journal for skin
research 1999 №4.
7
Рис. 3. На кожных покровах живота, сгибательных
поверхностей верхних конечностей множество
популезных высыпаний, экскориации
Рис. 4. Хейлит у больного атопическим дерматитом
8
Рис. 5. На задней поверхности шеи умеренная гиперемия,
инфильтрация, лихенификация
9
Рис. 7. Атопический дерматит с экзематизацией.
В очаге: папуловезикулезные высыпания, трещины,
мокнутие, серозно-геморрагические корочки,
субтотальная алопеция
10
Читайте также:  Можно ли мыть кожу при дерматите

Источник

Атопический
дерматит —
хроническое аллергиче­ское воспалительное
заболевание кожи, характеризующееся
возрастными особенностями клинических
проявлений и реци­дивирующим течением.

Термин
«атопический дерматит» имеет много
синонимов (детская экзема, аллергическая
экзема, атопический нейродер­мит и
др.).

Атопический
дерматит — одно из наиболее частых
аллерги­ческих заболеваний. Его
распространенность среди детей
значительно увеличилась в последние
десятилетия и составля­ет от 6% до 15%.
Атопический дерматит является фактором
риска развития бронхиальной астмы,
поскольку формиру­ющаяся сенсибилизация
сопровождается не только воспалени­ем
кожи, но и общим иммунным ответом с
вовлечением раз­личных отделов
респираторного тракта.

Этиология.
Заболевание в большинстве случаев
развивает­ся у лиц с наследственной
предрасположенностью. Уста­новлено,
что если оба родителя страдают аллергией,
то атопи­ческий дерматит возникает
у 82% детей, если только один ро­дитель
имеет аллергическую патологию — у 56%.
Атопический дерматит часто сочетается
с такими аллергическими заболева­ниями,
как бронхиальная астма, аллергический
ринит, аллер­гический конъюнктивит,
пищевая аллергия.

В
этиологии заболевания большую роль
играют:

  • пищевые
    аллергены (к основным относится коро­вье
    молоко,

  • микроскопические
    клещи домашней пыли,

  • споры
    некоторых грибов,

  • эпидермальные
    аллергены домашних жи­вотных.

У
некоторых больных причинными аллергенами
является пыльца
деревьев,
злаковых растений, различных трав.

Доказана
этиологическая роль бактериальных
аллергенов:

  • кишеч­ная
    палочка,

  • пиогенный
    и

  • золотистый
    стафилоккок.

Сенсиби­лизирующее
действие оказывают также

лекарственные
пре­параты
,

  • особенно
    антибиотики (пенициллины),

  • сульфанил­амиды.

У
большинства детей с атопическим
дерматитом выявляется поливалентная
аллергия.

Патогенез.
Выделяют две
формы

атопического дерматита:

Иммунную и неиммунную.

При
имунной форме

имеется на­следуемая способность при
встрече с аллергенами продуциро­вать
высокий уровень антител,
относимых к классу IgE,
в связи с чем развивается аллергическое
воспаление. В настоя­щее время
идентифицированы гены, контролирующие
продук­цию IgE.

У
большинства детей с неиммунной
формой

атопического дерматита имеется дисфункция
надпочечников
:
недостаточ­ность секреции глюкокортикоидов
и гиперпродукция минералокортикоидов.

Клиническая
картина.

В зависимости от возраста выделя­ют
стадии

  • младенческую
    (с 1 месяца до 2 лет);

  • детскую
    (с 2 до 13 лет)

  • подростковую
    (старше 13 лет).

Заболевание
может протекать в виде нескольких
клиниче­ских
форм:

  • экссудативной
    (экзематозной),

  • эритематосквамозной
    (чешуистая),

  • эритематосквамозной
    с лихенизацией (смешанной) и

  • лихеноидной.

Главные
диагностические критерии

  • Кожный
    зуд

  • Типичная
    морфология (основной первичный элемент
    – папуло/везикула + вторичные элементы)
    и локализация поражений кожи

  • Хроническое
    рецидивирующее течение

  • Начало
    заболевания в раннем детском возрасте
    (до 2-х лет)

  • Атопия
    в анамнезе или наследственная
    предрасположенность

Дополнительные
диагностические критерии

  • Ксероз

  • Ихтиоз/усиление
    рисунка на ладонях

  • Частые
    инфекционные поражения кожи

  • Локализация
    кожного процесса на кистях и стопах

  • Рецидивирующие
    конъюнктивиты

  • Эритродермия

  • Белый
    дермографизм

  • Реакции
    немедленного типа при кожном тестировании
    с аллергенами

  • Эозинофилия
    в крови

  • Повышенный
    уровень сывороточного
    IgE

По
распространенности процесса

на коже различают

огра­ниченный
атопический дерматит (патологический
процесс локализуется преимущественно
на лице и симметрично на кистях рук,
площадь поражения кожи — не более 5-10%),

рас­пространенный
(в процесс вовлекаются локтевые и
подколен­ные сгибы, тыл кистей и
лучезапястных суставов, передняя
поверхность шеи, площадь поражения —
10-50%) и

диффуз­ный
(обширные
поражения кожи лица, туловища и
конечно­стей площадью более 50%).

Обычно
заболевание начинается на 2-4-м месяце
жизни ребенка после перевода его на
искусственное вскармливание.

При
младенческой стадии

на лице в области щек, лба и под­бородка
появляются гиперемия и инфильтрация
кожи, множе­ственные высыпания в виде

  • папул
    и микровезикул с серозным содержимым.

  • Везикулы
    быстро вскрываются с выделением
    серозного экссудата, в результате чего
    возникают обильные

  • мокнутия
    (экссудативная форма). Процесс может
    распростра­ниться на кожу туловища
    и конечностей и сопровождается выраженным
    зудом.

У
30% больных младенческая стадия атопического
дерма­тита протекает в виде
эритематосквамозной
формы. Она со­провождается гиперемией,
инфильтрацией и шелушением кожи,
появлением
эритематозных пятен и папул.
Высыпания сначала появляются на щеках,
лбу, волосистой части головы. Экссудация
отсутствует.

При
детской стадии

экссудативные очаги, характерные для
младенческого атопического дерматита,
менее выражены.

Кожазначительно

гиперемирована,сухая,
ее складки утолще­ны,

отмечается
гиперкератоз
,

очаги
лихенизации
(утолщение и подчеркнутый рисунок кожи),

лихеноидные
папулы
.

Локализация
чаще всего в локтевых,
подколенных и лучезапястных складках,
тыльной поверхности шеи, кистей и стоп

(эритематосквамозная форма с лихенизацией).

В
дальнейшем число лихеноидных папул
нарастает, на коже появляются множественные
расчесы и трещины (лихеноидная форма).

Лицо
больного приобретает характерный вид,
определяе­мый как «атопическое лицо»:
веки гиперпигментированы, их кожа
шелушится, отмечается подчеркнутость
кожных складок и вычесывание бровей.

Подростковая
стадия

сопровождается резко

выраженной
лихенизацией,

сухостью
и

шелушением
кожи.
Высыпания
представлены сухими, шелушащимися
эритематозными папу­лами и большим
количеством лихенифицированных бляшек.

Локализация:
поражается кожа на лице, шее, плечах,
спи­не, сгибательных поверхностях
конечностей в области есте­ственных
складок, тыльных поверхностей кистей,
стоп, паль­цев рук и ног.

У
подростков может наблюдаться приригинозная
форма атопического дерматита, которая
характеризуется сильным зу­дом и
множественными фолликулярными папулами.
Они име­ют шаровидную форму, плотную
консистенцию, на их поверх­ности
расположены многочисленные рассеянные
экскориации. Высыпания сочетаются с
выраженной лихенизацией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Êíèãà: Äåòñêèå áîëåçíè. Ïîëíûé ñïðàâî÷íèê

ÀÒÎÏÈ×ÅÑÊÈÉ ÄÅÐÌÀÒÈÒ

ÀÒÎÏÈ×ÅÑÊÈÉ ÄÅÐÌÀÒÈÒ

Ñ ïîÿâëåíèåì â îêðóæàþùåé ñðåäå îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà âåùåñòâ, ïîïàäàþùèõ â îðãàíèçì ÷åëîâåêà, åãî èììóííàÿ ñèñòåìà èñïûòûâàåò âûñîêèå íàãðóçêè, çàùèùàÿ îðãàíèçì îò ÷óæåðîäíûõ äëÿ íåãî âåùåñòâ.

Читайте также:  Можно ли ходить в детский сад с атопическим дерматитом

Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò – ýòî ìóëüòèôàêòîðíûé äåðìàòîç ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ, ðàçâèâàþùèéñÿ ó 80–85 % äåòåé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ íàðóøåíèÿìè èììóííîé ñèñòåìû, ôóíêöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè íåðâíîé ñèñòåìû, çóäÿùèìè ïîðàæåíèÿìè êîæè ñ íàëè÷èåì ïîëèìîðôèçìà.

Ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå ïóñêîâûì ìåõàíèçìîì ÿâëÿåòñÿ ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Äëÿ èììóííîé ñèñòåìû ðåáåíêà ïèùåâûå áåëêè ÷óæåðîäíû.  æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå ðåáåíêà áåëêè ïðåâðàùàþòñÿ â ïîëèïåïòèäû è àìèíîêèñëîòû. Ïîëèïåïòèäû ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé àëëåðãèè â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå, íî äàëåêî íå âñå âûçûâàþò àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè.  ðÿäå ñëó÷àåâ ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ðåäêèìè ýïèçîäàìè âûñûïàíèé íà êîæå. Òîëüêî â íåáîëüøîì ïðîöåíòå ïðîöåññ ïðîòåêàåò õðîíè÷åñêè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê àòîïè÷åñêîìó äåðìàòèòó îáóñëîâëåíà ãåíåòè÷åñêèìè ôàêòîðàìè.

Ïîëèïåïòèäû çàõâàòûâàþòñÿ Ì-êëåòêàìè è ôàãîöèòèðóþùèìè êëåòêàìè. Ýòè êëåòêè íîñÿò íàçâàíèå àíòèãåíïðåäñòàâëÿþùèìè êëåòêàìè.

Èììóííûé îòâåò íà ïèùåâûå áåëêè ïðîèñõîäèò â ëèìôîóçëàõ, îáñëóæèâàþùèõ ëèìôîèäíóþ ñèñòåìó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, çäåñü ïðîèñõîäèò âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó àíòèãåíïðåäñòâëÿþùèìè êëåòêàìè è Ò-êëåòêàìè. Ò-êëåòêè ïðîäóöèðóþò öèòîêèíû – âåùåñòâà, ïðèíèìàþùèå íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå â âîçíèêíîâåíèè çàáîëåâàíèÿ. Âûäåëÿåòñÿ èììóíîãëîáóëèí Å, âîçíèêàåò çóä, â êîñòíîì ìîçãå ñîçðåâàþò ýîçèíîôèëû, îíè ìèãðèðóþò â êîæó. Ïîïàäàíèå àêòèâèðîâàííûõ êëåòîê â êîæó ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, êîòîðûé ïðîèñõîäèò èç-çà îñîáåííîñòåé èììóííîé ñèñòåìû.  ñëó÷àå íàðóøåíèÿ êîæíîãî ïîêðîâà íåïèùåâûå âåùåñòâà ïîïàäàþò â êîæó. ×àñòûì ñïóòíèêîì àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà ÿâëÿåòñÿ ñòàôèëîêîêê, ñîäåðæàùèé ñòðóêòóðû, êîòîðûå ìîãóò àêòèâèðîâàòü Ò-êëåòêè. Ýòî ïðîâîöèðóåò îáîñòðåíèå.

Îñíîâíûì ôàêòîðîì ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ÿâëÿþòñÿ Ò-êëåòêè, îäíàêî, â ðàçâèòèè çàáîëåâàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå Â-êëåòêè, êîòîðûå ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà IgE è IgG. Ýòîò ïðîöåññ âîçíèêàåò òîëüêî ïðè íàëè÷èè Ò-êëåòîê. Òàêèì îáðàçîì, â ðàçâèòèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ïðèíèìàþò ó÷àñòèå è IgE, è IgG.

Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå ñîñòîèò èç äâóõ ðåàêöèé – íåìåäëåííîé è ïîçäíåé ôàçû àëëåðãè÷åñêîãî îòâåòà.

Íåìåäëåííàÿ ðåàêöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ èíòåíñèâíûì çóäîì è ãèïåðåìèåé, êîãäà â îòâåò íà âîçäåéñòâèå àëëåðãåíà òó÷íûå êëåòêè, íà êîòîðûõ ôèêñèðîâàíû ìîëåêóëû àëëåðãåíñïåöèôè÷åñêîãî IgE, âûñâîáîæäàþò ìåäèàòîðû âîñïàëåíèÿ.

Çà íåé ñëåäóåò ïîçäíÿÿ ôàçà ðåàêöèè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èíôèëüòðàöèåé Ò-ëèìôîöèòîâ, ñèíòåçèðóþùèå èíòåðëåéêèíû. Äàëüøå ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå. Åãî ïîääåðæèâàåò çóäî-ðàñ÷åñî÷íûé öèêë, ïîñêîëüêó çóä – ïîñòîÿííûé ñèìïòîì àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà. Ïðè ðàñ÷åñûâàíèè êîæè âûñâîáîæäàþòñÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ âåùåñòâà, ïðèâëåêàþùèå èììóíîêîìïåòåíòíûå êëåòêè â îáëàñòü êîæíîãî âîñïàëåíèÿ.

Ïðè ïîâûøåíèè àêòèâíîñòè èììóíîêîìïåòåíòíûõ êëåòîê ïðè àëëåðãèè îíè íàõîäÿòñÿ ïîä âëèÿíèåì íåéðîâåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè. Ó äåòåé èìååò ìåñòî âàãîòîíèÿ. Ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûìè ôîðìàìè àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà ñíèæàåòñÿ ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê ðàçëè÷íûì ñòðåññîâûì âëèÿíèÿì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïåðåíàïðÿæåíèå, ïåðåâîçáóæäåíèå, ñòðàõ. Ó òàêèõ äåòåé îòìå÷àþòñÿ äëèòåëüíî ïðîòåêàþùèå îáøèðíûå ïîðàæåíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ çóäîì.

Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò – îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé, â ïîñëåäíèå ãîäû çàáîëåâàåìîñòü óâåëè÷èëàñü â äâà ðàçà. Çàáîëåâàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ðàíî, ó 80 % äåòåé çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò äî 1 ãîäà, ó 15 % – äî 5 ëåò. Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì è ñàìûì ðàííèì ïðîÿâëåíèåì áîëåçíè, ÷àñòî âëå÷åò çà ñîáîé ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ðàçâèòèå àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ìîæåò âîçíèêàòü ïðè ïðèìåíåíèè ëþáîãî ïðîäóêòà â ïèòàíèè ðåáåíêà. Àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ çàâèñèò îò ïðèðîäû àíòèãåíà, åãî äîçû, ÷àñòîòû ââåäåíèÿ, èíäèâèäóàëüíîé ïåðåíîñèìîñòè. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îäíèì èç ïåðâûõ àëëåðãåíîâ ÿâëÿåòñÿ êîðîâüå ìîëîêî, êîòîðîå ñîäåðæèò îêîëî 15–20 àíòèãåíîâ, èç êîòîðûõ íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ: ?-ëàêòîãëîáóëèí, ?-ëàêòîàëüáóìèí, êàçåèí, áû÷èé ñûâîðîòî÷íûé àëüáóìèí. 85–90 % äåòåé, ñòðàäàþùèõ àòîïè÷åñêèì äåðìàòèòîì, ñòðàäàþò àëëåðãèåé ê áåëêàì êîðîâüåãî ìîëîêà.

Òàáëèöà 29

Ïðîäóêòû, âûçûâàþùèå àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Ó äåòåé, íàðÿäó ñ âûñîêîé àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèåé íà áåëîê êîðîâüåãî ìîëîêà, ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ àëëåðãèÿ ê ïðîòåèíàì áåëêà (81 %), êóðèíîãî ÿéöà (62 %), ãëþòåíó (53 %), áåëêàì ðèñà (50 %). Ðåæå âñòðå÷àåòñÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ê áåëêàì ãðå÷êè (27 %), êàðòîôåëÿ (26 %), ñîè (26 %), ðåæå – ê ïðîòåèíàì êóêóðóçû, ðàçëè÷íûõ ñîðòîâ ìÿñà.

Î÷åíü ÷àñòî ó äåòåé îòìå÷àåòñÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ê íåñêîëüêèì èíãðåäèåíòàì – ê òðåì è áîëåå.

Åñëè ìàòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè óïîòðåáëÿëà ìíîãî ìîëîêà è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ó ðåáåíêà ìîæåò ðàçâèòüñÿ àëëåðãèÿ ê êîðîâüåìó ìîëîêó. Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó áîëüíûõ äåòåé ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì ìåòîäîì ñåíñèáèëèçàöèè, íî â ïîñëåäóþùèå ãîäû çíà÷èìîñòü åå ñìåíÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì áûòîâîé, ïûëüöåâîé, ãðèáêîâîé àëëåðãèé. Î÷åíü ÷àñòî âîçíèêàþò ïåðåêðåñòíûå ðåàêöèè (ñì. òàáë. 30).

Òàáëèöà 30

Ïåðåêðåñòíûå ðåàêöèè íà ïèùåâûå è íåïèùåâûå àãåíòû (Ðåâÿêèíà Â. À., Áîðîâíà Ò.Å., 2002 ã.)

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Íàèáîëåå ÷àñòî àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè âîçíèêàþò íà ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: öåëüíîå ìîëîêî, ÿéöà, ðûáó è ìîðåïðîäóêòû, ïøåíèöó, ðîæü, ìîðêîâü, ïîìèäîðû, ïåðåö, êëóáíèêó, çåìëÿíèêó, ìàëèíó, öèòðóñîâûå, àíàíàñû, õóðìó, äûíþ, êîôå, êàêàî, øîêîëàä, ãðèáû, îðåõè, ìåä.

Àëëåðãè÷åñêèé äåðìàòèò â ïîñëåäíèå ãîäû ìîãóò âûçûâàòü ïèùåâûå äîáàâêè, ñîäåðæàùèå êîíñåðâàíòû, àðîìàòèçàòîðû, âêóñîâûå äîáàâêè, ýìóëüãàòîðû. Ê òàêèì êðàñèòåëÿì îòíîñèòñÿ Å-102 – òàðòðàçèí, êîòîðûé îêðàøèâàåò ïèùåâûå ïðîäóêòû â æåëòûé öâåò. Ðàçâèòèþ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ñåðíûå äîáàâêè â âèäå ìåòàáèñóëüôàòà, ñîåäèíåíèÿ ñåðû (Å-220-227), ïîäñëàñòèòåëè.

Êëèíèêà. Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò íà÷èíàåòñÿ ñ ïîêðàñíåíèÿ è øåëóøåíèÿ êîæè ùåê, ãîëîâû çà óøàìè, ïîðàæåíèÿ êîæè ÿãîäèö. Ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè çàáîëåâàíèÿ ïîðàæàåòñÿ êîæà òóëîâèùà, ðóê, íîã ñ ïîÿâëåíèåì êîðîê, çóäà, ìîêíóòèÿ.

 áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ:

1) çóä;

2) õàðàêòåðíîå ðàñïîëîæåíèå ñûïè;

3) õðîíè÷åñêèé èëè ðåöèäèâèðóþùèé äåðìàòèò.

Äîïîëíèòåëüíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ:

1) íà÷àëî â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå;

2) ÷àñòûå èíôåêöèè êîæíûõ ïîêðîâîâ;

3) äåðìàòèòû êèñòåé è ñòîï;

4) ðåöèäèâèðóþùèå êîíúþíêòèâèòû;

5) áëåäíîñòü èëè ïîêðàñíåíèå ëèöà;

6) ïåðåôîëëèêóëÿðíàÿ ëîêàëèçàöèÿ âûñûïàíèÿ;

7) ñêëàäêè íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè òåëà;

8) çóä ïðè ïîâûøåííîì ïîòîîòäåëåíèè;

9) áåëûé äåðìîãðàôèçì;

10) ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ýìîöèîíàëüíûì âîçäåéñòâèÿì è âëèÿíèþ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû.

Äèàãíîñòèêà. Äèàãíîç àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ïðèçíàêîâ áóäåò ñ÷èòàòüñÿ äîñòîâåðíûì, åñëè ó áîëüíîãî èìåþòñÿ òðè îñíîâíûõ è òðè è áîëåå äîïîëíèòåëüíûõ ïðèçíàêà. Òåì íå ìåíåå, îñíîâíûìè êëèíè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ: êîæíûé çóä è ïîâûøåííàÿ êîæíàÿ ðåàêòèâíîñòü. Äëÿ çóäà õàðàêòåðíû åãî ïîñòîÿííîñòü â òå÷åíèå äíÿ, à òàêæå åãî óñèëåíèå óòðîì è íî÷üþ. Çóä íàðóøàåò ñîí ðåáåíêà, ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íàðóøàåòñÿ êà÷åñòâî æèçíè, îñîáåííî ó ïîäðîñòêîâ, ïîÿâëÿåòñÿ òðóäíîñòü ê îáó÷åíèþ. Êîæíûå ïðîÿâëåíèÿ ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå õàðàêòåðèçóþòñÿ ñèëüíûì çóäîì, ýðèòåìàòîçíûìè ïàïóëàìè íà ôîíå ãèïåðåìèðîâàííîé êîæè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàñ÷åñàìè è ñåðîçíûì ýêññóäàòîì. Ýòî õàðàêòåðíî äëÿ îñòðîãî äåðìàòèòà.

Ïðè ïîäîñòðîì òå÷åíèè ïîÿâëÿþòñÿ ýðèòåìàòîçíûå ýëåìåíòû, ïîêðûòûå êîðî÷êîé.

 ñëó÷àå õðîíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàþòñÿ òàêèå ÿâëåíèÿ, êàê: óòîëùåíèå êîæè, ñóõîñòü êîæè, âûðàæåííîñòü êîæíîãî ðèñóíêà è ôèáðîçíûå ïàïóëû.

Ëîêàëèçàöèÿ âûñûïàíèé çàâèñèò îò âîçðàñòà è ñòåïåíè õðîíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà.  ãðóäíîì âîçðàñòå âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ â îáëàñòè ëèöà è ÿãîäèö, ïîñëå äåñÿòè ìåñÿöåâ âûñûïàíèÿ ëîêàëèçóþòñÿ íà ðàçãèáàòåëüíûõ ïîâåðõíîñòÿõ êîíå÷íîñòåé, ó ïîäðîñòêîâ âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñãèáàõ ðóê è íîã â îáëàñòè ëîêòåâûõ è êîëåííûõ ñóñòàâîâ, à òàêæå íà øåå. Ïðè óõóäøåíèè ñîñòîÿíèè ñûïü ïîÿâëÿåòñÿ è íà äðóãèõ ó÷àñòêàõ êîæè.

Читайте также:  У ребенка в год атопический дерматит на руке

Äèàãíîç àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà îñíîâûâàåòñÿ íà îñíîâàíèè æàëîá, ñâåäåíèé, ÷åòêî óêàçûâàþùèõ íà ñâÿçü îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ñ ïðè÷èííî-çíà÷èìûì àëëåðãåíîì, îïðåäåëåíèè êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ äåðìàòèòà, íàëè÷èè ôàêòîðîâ, ïðîâîöèðóþùèõ îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ – àëëåðãåííûõ è íåàëëåðãåííûõ. Äëÿ äèàãíîñòèêè ïðîâîäÿò ñïåöèàëüíîå àëëåðãîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå, êîòîðîå âêëþ÷àåò àíàëèç àíàìíåñòè÷åñêèõ äàííûõ, îïðåäåëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë ê àëëåðãåíó â ñîñòàâå IgE, ïîñòàíîâêó êîæíûõ ïðîá.

Óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å ê ðàçëè÷íûì àëëåðãåíàì îïðåäåëÿþò â êðîâè ñ ïîìîùüþ èììóíîôåðìåíòíîãî èëè ðàäèîèììóííîãî ìåòîäà. Ðåçóëüòàòû âûðàæàþòñÿ â áàëëàõ îò íóëÿ äî ÷åòûðåõ. Ïîâûøåíèå óðîâíÿ IgE ê àëëåðãåíó â äâà áàëëà è áîëüøå ïîäòâåðæäàåò íàëè÷èå ñåíñèáèëèçàöèè.

Îñíîâíûì ìåòîäîì äèàãíîñòèêè ÿâëÿþòñÿ ýëèìèíàöèîííî-ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû. Â ïðàêòèêå ïðèìåíÿåòñÿ îòêðûòàÿ ïðîáà, ïðè êîòîðîé ïðîäóêò äàþò áîëüíîìó è íàáëþäàþò çà ðåàêöèåé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ïîñòàíîâêå ïðîâîêàöèîííûõ ïðîá ìîãóò áûòü:

1) íåìåäëåííàÿ ðåàêöèÿ â òå÷åíèå 3 ìèí äî 2 ÷ ïîñëå åäû, èëè êîíòàêòà ñ ïàðàìè, âîçäåéñòâèåì íà êîæó;

2) àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê, îòåê Êâèíêå â àíàìíåçå, ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû;

3) òÿæåëîå ñîìàòè÷åñêîå çàáîëåâàíèå;

4) íàëè÷èå èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû ïðîâîäÿòñÿ âíå îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Ëå÷åíèå. Àëëåðãè÷åñêèé äåðìàòèò ëå÷èòñÿ êîìïëåêñíî. Íà ïåðâîì ìåñòå íàõîäÿòñÿ ýëèìèíàöèÿ ïðè÷èííî-çíà÷èìûõ àëëåðãåíîâ, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ðåçóëüòàòîâ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.

Ñòàíäàðòíîé ýëèìèíàöèîííîé äèåòû íå ñóùåñòâóåò.  ñâÿçè ñ ýòèì ïðè âûÿâëåíèè ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòè ïàöèåíòà ê îïðåäåëåííûì ïèùåâûì ïðîäóêòàì íàçíà÷àþò îïðåäåëåííóþ ýëèìèíàöèîííóþ äèåòó. Ïðè îòñóòñòâèè â òå÷åíèå äåñÿòè äíåé ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêè äèåòó ïåðåñìîòðåòü. Äåòÿì ýëèìèíàöèîííàÿ äèåòà íàçíà÷àåòñÿ íà 6-8-ì ìåñÿöàõ, çàòåì îíà ïåðåñìàòðèâàåòñÿ, òàê êàê ñ âîçðàñòîì ìåíÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê àëëåðãåíàì.

Ýëèìèíàöèîííàÿ äèåòà â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå.  äèåòå ó äåòåé äî ïîëóòîðà ëåò èñêëþ÷àþòñÿ íàèáîëåå àëëåðãåííûå ïðîäóêòû, òàêèå êàê: ÿéöà, ðûáà, ìîðåïðîäóêòû, ãîðîõ, îðåõè, ïøåíî.

Íàçíà÷àþòñÿ áåçìîëî÷íûå ñìåñè â ñëó÷àÿõ, åñëè ó ðåáåíêà àëëåðãèÿ íà êîðîâüå ìîëîêî.

Íàçíà÷àþòñÿ ñìåñè íà îñíîâå ãèäðîëèçàòà áåëêà.

Ðåáåíîê äîëæåí íàõîäèòüñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè íå ìåíåå, ÷åì äî øåñòè ìåñÿöåâ.

Êîðìÿùàÿ ìàòü îáÿçàíà èñêëþ÷èòü èç ñâîåãî ðàöèîíà ïðîäóêòû, ê êîòîðûì âûÿâëåíà ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòü ó ðåáåíêà.

Ïðèêîðì äåòÿì íàçíà÷àåòñÿ íå ðàíåå 6 ìåñÿöåâ.

Òàáëèöà 31

Ïðèìåðíûé ñðåäíåñóòî÷íûé íàáîð ïðîäóêòîâ ãèïîàëëåðãåííîé äèåòû äëÿ êîðìÿùèõ ìàòåðåé, äåòè êîòîðûõ ñòðàäàþò àëëåðãè÷åñêèì äåðìàòèòîì (â ñðàâíåíèè ñ ôèçèîëîãè÷åñêîé äèåòîé)

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Îêîí÷àíèå òàáë. 31

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Òàáëèöà 32

Ïðèìåðíûé ñðåäíåñóòî÷íûé íàáîð ïðîäóêòîâ íåñïåöèôè÷åñêîé ãèïîàëëåðãåííîé äèåòû äëÿ äåòåé ÷åòûðåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Îêîí÷àíèå òàáë. 32

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Ïðè äåðìàòèòå, âîçíèêàþùåì íà äîìàøíþþ ïûëü, ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:

1) ðåãóëÿðíàÿ âëàæíàÿ óáîðêà;

2) ìàòðàñû è ïîäóøêè ïîêðûâàþòñÿ ïëàñòèêîâûìè êîíâåðòàìè íà ìîëíèè;

3) ïîñòåëüíîå áåëüå åæåíåäåëüíî ñòèðàåòñÿ â ãîðÿ÷åé âîäå;

4) ïîäóøêè äîëæíû èìåòü ñèíòåòè÷åñêèé íàïîëíèòåëü è ïîêðûâàòüñÿ äâóìÿ íàâîëî÷êàìè;

5) ìåáåëü â êâàðòèðå äîëæíà áûòü èç äåðåâà, êîæè, âèíèëà;

6) áîëüíûì íå ðàçðåøàåòñÿ ïðèñóòñòâîâàòü ïðè óáîðêå ïîìåùåíèÿ;

7) ïðè èñïîëüçîâàíèè êîíäèöèîíåðîâ äîëæíà áûòü ðåãóëÿðíîé òåìïåðàòóðà, íå äîëæíû ïðèìåíÿòüñÿ óâëàæíèòåëè è èñïàðèòåëè áåç êîíòðîëÿ âëàæíîñòè â ïîìåùåíèè.

 ñëó÷àå àëëåðãèè ê ïëåñíåâûì ãðèáêàì ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ýëèìèíàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ:

1) ïðè óáîðêå âàííîé êîìíàòû íåîáõîäèìî íå ìåíåå ÷åì îäèí ðàç â ìåñÿö ïðèìåíÿòü ñðåäñòâà, ïðåäóïðåæäàþùèå ðîñò ïëåñåíè;

2) íà êóõíå óñòàíàâëèâàåòñÿ âûòÿæêà äëÿ óäàëåíèÿ âëàãè ïðè ïðèãîòîâëåíèè ïèùè;

3) áîëüíûì íå ðàçðåøàåòñÿ êîñèòü òðàâó, óáèðàòü ëèñòüÿ.

Ìåðû ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ýïèäåðìàëüíîé ñåíñèáèëèçàöèè:

1) íå ðåêîìåíäóåòñÿ íîñèòü îäåæäó, â ñîñòàâ êîòîðîé âõîäÿò øåðñòü, íàòóðàëüíûé ìåõ;

2) ðåêîìåíäóåòñÿ èçáåãàòü ïîñåùåíèÿ çîîïàðêà, öèðêà, êâàðòèð, ãäå èìåþòñÿ äîìàøíèå æèâîòíûå;

3) â ñëó÷àå ïîïàäàíèÿ æèâîòíîãî â ïîìåùåíèå, íåîáõîäèìî ïîñëå åãî óäàëåíèÿ íåîäíîêðàòíî ïðîâåñòè âëàæíóþ óáîðêó.

Ïðè ïûëüöåâîé àëëåðãèè ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:

1) ïðè öâåòåíèè ïëîòíî çàêðûâàþò îêíà è äâåðè;

2) îãðàíè÷èâàþòñÿ ïðîãóëêè;

3) íà ïåðèîä ïûëåíèÿ ìåíÿåòñÿ ìåñòî ïðîæèâàíèÿ;

4) çàïðåùàåòñÿ èñïîëüçîâàòü ðàñòèòåëüíûå êîñìåòè÷åñêèå ñðåäñòâà;

5) íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü ëå÷åíèå ðàñòèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè.

Ëåêàðñòâåííîå ëå÷åíèå

Äëÿ ëå÷åíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ïðèìåíÿþòñÿ ñðåäñòâà, áëîêèðóþùèå îòäåëüíûå çâåíüÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé:

1) àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû;

2) ìåìáðàíîòðîïíûå ïðåïàðàòû;

3) ãëþêîêîðòèêîèäû.

 êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè ïðèìåíÿþòñÿ ýíòåðîñîðáèòû, ñåäàòèâíûå ñðåäñòâà, ïðåïàðàòû, óëó÷øàþùèå èëè âîññòàíàâëèâàþùèå ôóíêöèþ ïèùåâàðåíèÿ, ôèçèîòåðàïèÿ.

Ïðè ëå÷åíèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ó÷èòûâàåòñÿ âîçðàñò, ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêèé êàðòèíû, òÿæåñòü, ðàñïðîñòðàíåííîñòü ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, îñëîæíåíèÿ è ñîïóòñòâóþùèå ïàòîëîãèè.

Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû. Îñíîâíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿåòñÿ áëîêàäà âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà, âûçâàííîãî ñâÿçûâàíèåì IgE àíòèòåë ñ àëëåðãåíîì. Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû áëîêèðóþò ãèñòàìèíîâûå Í1-ðåöåïòîðû, ÷òî ñíèæàåò âûðàæåííîñòü îòåêà, ãèïåðåìèè, çóäà. Ïîñëåäíèé ñèìïòîì – çóä, íå âñåãäà èñ÷åçàåò íà ôîíå ýòîé òåðàïèè. Ïðè íàçíà÷åíèè àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ ó÷èòûâàþòñÿ îñîáåííîñòè ìåõàíèçìà èõ äåéñòâèÿ. Òàê, ïðåïàðàòû ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ îáëàäàþò ñåäàòèâíûì äåéñòâèåì.  ñâÿçè ñ ýòèì îíè íå íàçíà÷àþòñÿ äåòÿì øêîëüíîãî âîçðàñòà â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðè èõ ïðèìåíåíèè ñíèæàþòñÿ êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ, ñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ.  ñâÿçè ñî ñíèæåíèåì ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòîâ ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ ïðè äëèòåëüíîì èõ ïðèìåíåíèè, ðåêîìåíäóåòñÿ èõ ñìåíà êàæäûå 7-10 äíåé èëè íàçíà÷àòü ïðåïàðàòû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ. Ïðè õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè ïðîöåññà, ïðè âûðàæåííîé ýîçèíîôèëèè íàçíà÷àþò öåòèðèçèí, êëàðèòèí (ïðåïàðàòû ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ Í1-áëîêàòîðû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ). Îíè èìåþò âûñîêóþ ñïåöèôè÷íîñòü, íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü ÷åðåç 30 ìèí, îñíîâíîé ýôôåêò ïðîäîëæàåòñÿ äî 24 ÷, íå âîçäåéñòâóþò íà äðóãèå âèäû ðåöåïòîðîâ, à òàêæå îíè íå ïðîíèêàþò ÷åðåç ãåïàòîýíöåôàëè÷åñêèé áàðüåð.

Ïðèìåíåíèå êîðòèêîñòåðîèäîâ. Ïðèìåíåíèå ãëþêîêîðòèêîèäîâ ïåðîðàëüíî ïîêàçàíî ïðè êðàéíå òÿæåëîì òå÷åíèè àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà. Îíè íàçíà÷àþòñÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ ìåñòíî. Ïðè ìåñòíîì ïðèìåíåíèè êîðòèêîñòåðîèäû ïîäàâëÿþò êîìïîíåíòû àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ, âûäåëåíèå ìåäèàòîðîâ, ìèãðàöèþ êëåòîê â îáëàñòü ïîðàæåíèÿ êîæè, îíè âûçûâàþò ñóæåíèå ñîñóäîâ, óìåíüøàþò îòåê. Îíè ñíèìàþò ÿâëåíèÿ äåðìàòèòà â îñòðîì è õðîíè÷åñêîì ïåðèîäàõ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíà ñåðèÿ ïðåïàðàòîâ, äîñòàòî÷íî áåçîïàñíûõ äëÿ ïðèìåíåíèÿ ó äåòåé: â âèäå ëîñüîíîâ, êðåìîâ, ìàçåé. Ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå òàêèõ ñðåäñòâ, êàê àäâàíòàí è äð. Åãî èñïîëüçóþò ñ 4ìåñÿöåâ è â ðàçëè÷íûõ âèäàõ. Ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ ýëîêîì. Îí íå âûçûâàåò ñèñòåìíîãî äåéñòâèÿ, è åãî ìîæíî ïðèìåíÿòü îäèí ðàç â ñóòêè, åãî ýôôåêò îáíàðóæèâàåòñÿ óæå â ïåðâûå äíè.

Ïðè âûáîðå êîðòèêîñòåðîèäíûõ ñðåäñòâ íåîáõîäèìî ñòðåìèòüñÿ ëèêâèäàöèè îñòðûõ ñèìïòîìîâ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà â êîðîòêèå ñðîêè. Íåñìîòðÿ íà ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, êîðòèêîñòåðîèäíûå ïðåïàðàòû ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè â ëå÷åíèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà.

Òàáëèöà 33

Êëàññèôèêàöèÿ òîïè÷åñêèõ êîðòèêîñòåðîèäîâ ïî ñòåïåíè àêòèâíîñòè (Ñìîëêèí Þ. Ñ., 2003)

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Îêîí÷àíèå òàáë. 33

Методическое пособие по атопическому дерматиту

Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè ÿâëÿþòñÿ ?-ìåòàçîíñîäåðæàùèå ìàçè, ïðèìåíåíèå êîòîðûõ äëèòåëüíîå âðåìÿ íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Ê òàêèì ñðåäñòâàì îòíîñèòñÿ àêðèäåðì. Àêðèäåðì è àêðèäåðì ÃÊ îáëàäàþò óâëàæíÿþùèì äåéñòâèåì è ïðåäîòâðàùàþò âûñûõàíèå êîæè.  ñîñòàâ àêðèäåðìà Ñ âõîäèò ñàëèöèëîâàÿ êèñëîòà, êîòîðàÿ ðàçìÿã÷àåò è îòøåëóøèâàåò ÷åøóéêè ýïèäåðìèñà. Êîìáèíèðîâàííûé ïðåïàðàò àêðèäåðì ÃÊ ñîäåðæèò â ñâîåì ñîñòàâå ãåíòàìèöèí (àíòèáèîòèê) è ïðîòèâîãðèáêîâîå ñðåäñòâî. Îí îêàçûâàåò àíòèáàêòåðèàëüíûé è ïðîòèâîãðèáêîâûé ýôôåêò.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ àêðèäåðìà ÿâëÿþòñÿ:

1) ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðåïàðàòó;

2) òóáåðêóëåç êîæè;

3) âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ êîæè;

4) âàêöèíàöèÿ;

5) ïåðîðàëüíûé äåðìàòèò;

<