Вирус опоясывающего герпеса таксономия
Вирус вызывает
два инфекционных заболевания: 1) ветряную
оспу, возникающую преимущественно у
детей в результате экзогенного заражения;
2) опоясывающий герпес (herpes zoster) — эндогенную
инфекцию, развивающуюся чаще у взрослых,
перенесших в детстве ветряную оспу.
Заболевания различаются также по
локализации пузырьковых высыпаний на
коже и слизистых оболочках. Вирус открыт
в 1911 г.
Таксономия.Вирус ветряной оспы и опоясывающего
герпеса содержит ДНК, относится к
семейству Herpesviridae (от греч. herpes — ползучая),
роду Varicellavirus.
Морфология,
химический состав, антигенная структура.Вирионы имеют овальную форму диаметром
120-179 нм, состоят из сердцевины, содержащей
линейную двунитчатую ДНК, и наружной
липопротеидной оболочки с шипиками
гликопротеидной природы. Различают
внутренние сердцевинные и наружные
антигены. Антигенные варианты вируса
не обнаружены.
Культивирование.Вирус репродуцируется в первичных и
перевиваемых культурах клеток с
цитопатическим эффектом (симпласты) и
образованием внутриядерных включений.
Резистентность.Вирус малоустойчив в окружающей среде,
термолабилен, чувствителен к
жирорастворителям и обычным дезинфицирующим
средствам.
Восприимчивость
животных.Вирус непатогенен для
лабораторных животных.
Эпидемиология.Ветряная оспа распространена повсеместно,
восприимчивость к возбудителю очень
высокая. Эпидемические вспышки отмечаются
в осенне-зимний период, главным образом
в организованных коллективах среди
детей дошкольного возраста. Могут болеть
взрослые.Источник инфекции— только
больной человек.Механизм передачи— аэрогенный. Выделение вирусов в
окружающую среду происходит при нарушении
целостности пузырьковых высыпаний.
Опоясывающий
герпес поражает в основном взрослых,
носит спорадический характер, не имеет
выраженной сезонности. Больные
опоясывающим герпесом могут быть
источником ветряной оспы у детей.
Патогенез и
клиническая картина.Входными воротами
для возбудителя является слизистая
оболочка дыхательных путей, где вирусы
размножаются, затем проникают в кровь,
поражая эпителий кожи и слизистых
оболочек (дерматотропизм).
Инкубационный
периодпри ветряной оспе составляет
14-21 день. Заболевание характеризуется
повышением температуры тела и пузырьковой
сыпью на теле и слизистых оболочках
рта, зева, весьма похожей на высыпания
при натуральной оспе (отсюда название
болезни). После отпадения корок рубцы
не остаются. Осложнения (пневмонии,
энцефалиты и др.) бывают редко.
Опоясывающий
герпес возникает у людей, перенесших в
детском возрасте ветряную оспу. Вирус
может длительно сохраняться в нервных
клетках межпозвоночных узлов и
активизируется в результате заболеваний,
травм и других факторов, ослабляющих
иммунитет. Заболевание характеризуется
лихорадкой, пузырьковыми высыпаниями
в виде обруча по ходу пораженных (чаще
межреберных) нервов, болевым синдромом.
Иммунитет.После перенесенной ветряной оспы
формируется пожизненный иммунитет,
который, однако, не препятствует
сохранению вируса в организме и
возникновению у некоторых людей рецидивов
опоясывающего герпеса.
Лабораторная
диагностика.Материалом для исследования
является содержимое высыпаний, отделяемое
носоглотки, кровь.
Экспресс-диагностика
заключается в обнаружении под световым
микроскопом гигантских многоядерных
клеток — симпластов с внутриядерными
включениями в мазках-отпечатках из
высыпаний, окрашенных по Романовскому-Гимзе,
а также специфического антигена в РИФ
с моноклональными антителами. Выделяют
вирус в культуре клеток, идентифицируют
с помощью РН и РИФ. Для серодиагностики
используют РН, ИФА, РСК.
Специфическая
профилактика и лечение.Активная
иммунизация не проводится, хотя
разработана живая вакцина. В очагах
ветряной оспы ослабленным детям показано
применение иммуноглобулина. Для лечения
опоясывающего герпеса используют
препараты ацикловира, интерфероны и
иммуномодуляторы. Элементы сыпи
обрабатывают бриллиантовым зеленым
или перманганатом калия.
Вирус
Эпштейна-Барр
Вирус
Эпштейна-Барр (ВЭБ) вызывает
лимфопролиферативные болезни, а также
инфекционный мононуклеоз, характеризующийся
интоксикацией, поражением небных и
глоточных миндалин, увеличением
лимфоузлов, печени, селезенки, изменениями
в крови.
Выделен
Эпштейном с соавторами при электронной
микроскопии биоптатов пациентов с
лимфомами Бёркетта (1964). Распространен
повсеместно.
Таксономия.
ВЭБ (вирус герпеса человека типа 4)
относится к семействуHerpesviridae
родуLymphocryptovirus.
Морфология,
химический состав, антигенная структура.ВЭБ имеет ядерные антигены, латентные
протеины, латентные мембранные протеины
и две маленькие Эпштейна-Барр-кодируемые
РНК молекулы. Ядерные антигены и латентные
протеины являются ДНК-связующими
белками, считающимися основными для
развития инфекции.
Эпидемиология.Заболевание малоконтагиозно. Источником
инфекции являются больной человек и
вирусоноситель. Основной путь передачи
— воздушно-капельный, реже трансмиссивный
или половой, при контакте через слюну.
Антитела к вирусу имеются у большинства
населения.
Патогенез и
клиническая картина.ВЭБ вызывет
размножение В-лимфоцитов и персистирует
в них; обуславливает латентную инфекцию
в лимфоидной ткани, эпителиальных
клетках рта и глотки, слюнных желез. ВЭБ
вызывает бессимптомную, хроническую
или острую инфекцию, а также
лимфопролиферативные болезни.
Инфекционный
мононуклеозхарактеризуется высокой
лихорадкой, недомоганием, фарингитом,
лимфаденопатией, спленомегалией.
Продолжительность инкубационного
периода составляет 30-50 суток у взрослых
и 10-40 суток у детей.Хроническая
инфекцияможет развиваться как
циклическая рекуррентная болезнь.
Сопровождается низкой лихорадкой,
повышенной утомляемостью, головной
болью и воспалением горла.Лимфопролиферативные
болезни также могут индуцироваться
ВЭБ. Вирус является митогеном для
В-лимфоцитов. Способствует развитию
опухолей – лимфомы Бёркетта,
небёркиттовские лимфомы, носоглоточная
карцинома.Волосистая
оральная лейкоплакия – характерное
для СПИДа поражение слизистой оболочки
рта.
Иммунитет.Гуморальный, клеточный, пожизненный.
Повторные заболевания не описаны.
Лабораторная
диагностика.До настоящего времени
не разработаны методы выделения вируса
в культурах клеток, и основу диагностики
составляет выявление специфических
антител к протеинам вируса; среди
предложенных методов наиболее адекватнареакция непрямой иммунофлюоресценции
(реакция Хенле), позволяющая определить
наличие антител (IgM,IgG,ІgA) к
капсидным, некапсидным «ранним» и
ядерным антигенам. Некоторую информацию
можно получить, определяя наличие
гетерофильных антител (капельный тест
на инфекционный мононуклеоз)и выявляяатипичные мононуклеарыв периферической
крови. Для выявления вирусной ДНК в
трансформированных клетках применяют
метод ДНК-гибридизации.
Специфические
средства терапииотсутствуют; лечение
симптоматическое.
Конкретне цели:
Изучить
общую характеристику семейства
Herpesviridae.Изучить
классификация семейства Herpesviridae.Ознакомиться
с основными клиническими формами
герпесвирусных инфекций.Изучить
методы лабораторной диагностики
герпесвирсных инфекций.Ознакомится
с профилактикой, лечением и осложнениями
герпесвирусных инфекций.Особенности
течения герпесвирусных инфекций.
Уметь:
Провести
реакцию связывания комплемента.Владеть
методикой постановки реакции
нейтрализации.
Теоретические
вопросы:
Общая
характеристика семейства Herpesviridae.Морфология
и антигенные свойства вирусов семейства
Herpesviridae.Классификация
герпесвирусов.Клинические
проявления герпесвирусной инфекции,
осложнения.Лабораторная
диагностика ВПГ-1 и ВПГ-2.Лабораторная
диагностика ветряной оспы.Лабораторная
диагностика инфекционного мононуклеоза.Лечение
и специфическая профилактика
герпесвирусных инфекций.
Практические
задания, выполняемые на занятии:
Изучение
и зарисовка демонстрационных препаратов.Разбор
схемы лабораторной диагностики
герпесвирусных инфекций.Заполнение
протокола.
Дополнительная
литература:
Воробьев
А.В., Биков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова
А.М. Микробиология.– М.: Медицина, 1998.–
336с.Пяткін
К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з
вірусологією та імунологією.– Київ.:
Вища шк., 1992.– 431с.Медицинская
микробиология /Под ред. В.И. Покровского.–
М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.– 768с.Гайдаш
І.С., Флегонтова В.В. Медична вірологія.–
Луганськ, 2002.– 357 с.Конспект
лекции.
Короткие
методические указания к практическому
занятию:
В начале занятия
проводится проверка уровня знаний
студентов по теме. Самостоятельная
работа состоит из изучения демонстрационных
препаратов и разбора схем лабораторной
диагностики герпесвирусных инфекций,
заполнения протокола.
В конце занятия
проводится тестовый контроль и анализ
итоговых результатов самостоятельной
работы каждого студента.
Источник
Вирус вызывает два инфекционных заболевания: 1) ветряную оспу, возникающую преимущественно у детей в результате экзогенного заражения; 2) опоясывающий герпес (herpes zoster) – эндогенную инфекцию, развивающуюся чаще у взрослых, перенесших в детстве ветряную оспу. Заболевания различаются также по локализации пузырьковых высыпаний на коже и слизистых оболочках. Вирус открыт в 1911 г.
Таксономия. Вирус ветряной оспы и опоясывающего герпеса содержит ДНК, относится к семейству Herpesviridae (от греч. herpes – ползучая), роду Varicellavirus.
Морфология, химический состав, антигенная структура. Вирионы имеют овальную форму диаметром 120-179 нм, состоят из сердцевины, содержащей линейную двунитчатую ДНК, и наружной липопротеидной оболочки с шипиками гликопротеидной природы. Различают внутренние сердцевинные и наружные антигены. Антигенные варианты вируса не обнаружены.
Культивирование. Вирус репродуцируется в первичных и перевиваемых культурах клеток с цитопатическим эффектом (симпласты) и образованием внутриядерных включений.
Резистентность. Вирус малоустойчив в окружающей среде, термояабилен, чувствителен к жирорастворителям и обычным дезинфицирующим средствам.
Восприимчивость животных. Вирус непатогенен для лабораторных животных.
Эпидемиология. Ветряная оспа распространена повсеместно, восприимчивость к возбудителю очень высокая. Эпидемические вспышки отмечаются в осенне-зимний период, главным образом в организованных коллективах среди детей дошкольного возраста. Могут болеть взрослые.
Источник инфекции – только больной человек. Механизм передачи – аэрогенный. Выделение вирусов в окружающую среду происходит при нарушении целостности пузырьковых высыпаний. Опоясывающий герпес поражает в основном взрослых, носит спорадический характер, не имеет выраженной сезонности. Больные опоясывающим герпесом могут быть источником ветряной оспы у детей.
Патогенез и клиническая картина. Входными воротами для возбудителя является слизистая оболочка дыхательных путей, где вирусы размножаются, затем проникают в кровь, поражая эпителий кожи и слизистых оболочек (дерматотропизм). Инкубационный период при ветряной оспе составляет 14-21 день. Заболевание характеризуется повышением температуры тела и пузырьковой сыпью на теле и слизистых оболочках рта, зева, весьма похожей на высыпания при натуральной оспе (отсюда название болезни). После отпадения корок рубцы не остаются. Осложнения (пневмонии, энцефалиты и др.) бывают редко. Опоясывающий герпес возникает у людей, перенесших в детском возрасте ветряную оспу. Вирус может длительно сохраняться в нервных клетках межпозвоночных узлов и активизируется в результате заболеваний, травм и других факторов, ослабляющих иммунитет. Заболевание характеризуется лихорадкой, пузырьковыми высыпаниями в виде обруча по ходу пораженных (чаще межреберных) нервов, болевым синдромом.
Иммунитет. После перенесенной ветряной оспы формируется пожизненный иммунитет, который, однако, не препятствует сохранению вируса в организме и возникновению у некоторых людей рецидивов опоясывающего герпеса.
Лабораторная диагностика. Материалом для исследования является содержимое высыпаний, отделяемое носоглотки, кровь.Экспресс-диагностика заключается в обнаружении под световым микроскопом гигантских многоядерных клеток – симплас-тов с внутриядерными включениями в мазках-отпечатках из высыпаний, окрашенных по Романовскому-Гимзе, а также специфического антигена в РИФ с моноклональными антителами. Выделяют вирус в культуре клеток, идентифицируют с помощью РН и РИФ. Для серодиагностики используют РН, ИФА, РСК.
Специфическая профилактика и лечение. Активная иммунизация не проводится, хотя разработана живая вакцина. В очагах ветряной оспы ослабленным детям показано применение иммуноглобулина. Для лечения опоясывающего герпеса используют препараты ацикловира, интерфероны и иммуномодуляторы. Элементы сыпи обрабатывают бриллиантовым зеленым или перманганатом калия.
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 1300; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8944 — | 7614 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Òàêñîíîìèÿ, ìîðôîëîãèÿ è ðåïðîäóêöèÿ âîçáóäèòåëÿ âåòðÿíîé îñïû. Ýïèäåìèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç çàáîëåâàíèÿ. Êëèíè÷åñêèå ôîðìû âåòðÿíîé îñïû è îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà. Ìåòîäû ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè çàáîëåâàíèé. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà âåòðÿíîé îñïû è ãåðïåñà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Âèðóñ âåòðÿíîé îñïû è îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà
Òàêñîíîìèÿ
Âîçáóäèòåëü âåòðÿíîé îñïû è îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà îòíîñèòñÿ ê ñåìåéñòâó Herpesviridae, ïîäñåìåéñòâó Alphaherpesvirinae, ðîäó Varicellovirus, òèïó herpes zoster.
Ìîðôîëîãèÿ
Ñòðîåíèå âèðèîíà è áèîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà herpes zoster àíàëîãè÷íû âèðóñó ïðîñòîãî ãåðïåñà. Âèðóñ ãåðïåñà ÿâëÿåòñÿ êðóïíûì ñëîæíûì ÄÍÊ-ãåíîìíûì âèðóñîì, èìåþùèì îâàëüíóþ ôîðìó äèàìåòðîì 150-200íì. Îí ïîêðûò ôîñôîëèïèäíûì ñóïåðêàïñèäîì, â ñîñòàâ êîòîðîãî âõîäÿò ãëèêîïðîòåèíîâûå øèïèêè, êîòîðûå âûñòóïàþò íàä ïîâåðõíîñòüþ ñóïåðêàïñèäà. Ïîä ñóïåðêàïñèäîì ðàñïîëîæåí òåãóìåíò, ñîäåðæàùèé ëèïîïðîòåèíû äëÿ èíèöèàöèè ðåïëèêàöèè. Ïîä òåãóìåíòîì íàõîäèòñÿ èêîñàýäðè÷åñêèé íóêëåîêàïñèä.
Ãåíîì ïðåäñòàâëåí ëèíåéíîé äâóíèòåâîé ÄÍÊ, ñîñòîÿùåé èç äâóõ ôðàãìåíòîâ — êîðîòêîãî S è äëèííîãî L,êàæäûé èç êîòîðûõ ðàñïîëîæåí ìåæäó äâóìÿ íàáîðàìè èíâåðòèðîâàííûõ ïîâòîðîâ, ïîçâîëÿþùèõ ãåíîìó ðåêîìáèíèðîâàòü ñ îáðàçîâàíèåì 4 èçîìåðîâ. Ãåíîì âèðóñà ãåðïåñà ÿâëÿåòñÿ ïðîòÿæåííûì è êîäèðóåò, ïî êðàéíåé ìðå, 100 ðàçëè÷íûõ áåëêîâ- ðåãóëÿòîðíûõ è ôåðìåíòîâ, ó÷àñòâóþùèõ â ðåïëèêàöèè âèðóñà â ïîðàæåííîé êëåòêå.
Ðåïðîäóêöèÿ
Ðàçäåëÿåòñÿ íà 2 ôàçû: ÿäåðíóþ(1-5)è öèòîïëàçìàòè÷åñêóþ(5-6).
1) Ïðèñîåäèíåíèå âèðóñà ê êëåòêå ÷åðåç ðåöåïòîðû
2) Ñëèÿíèå ñóïåðêàïñèäà ñ êëåòî÷íîé ìåìáðàíîé
3) Âûñâîáîæäåíèå íóêëåîêàïñèäà â öèòîïëàçìó
4) Òðàíñïîðòèðîâêà íóêëåîêàïñèäà â ÿäðî
5) Òðàíñêðèïöèÿ ãåíîìà ñ ïîìîùüþ ÄÍÊ- çàâèñèìîé ÐÍÊ-ïîëèìåðàçû
6) Êîðîòêèå èÐÍÊ âûõîäÿò â öèòîïëàçìó
7) Êàñêàäíàÿ òðàíñëÿöèÿ è ÐÍÊ â öèòîïëàçìå
8) Áåëêè (àëüôà — ñàìûå ðàííèå, â — ðàííèå, ã — ïîçäíèå) âîçâðàùàþòñÿ â ÿäðî
9) Óïàêîâêà ðåïëèöèðîâàííîé ãåíîìíîé ÄÍÊ âèðóñà â íóêëåîêàïñèä (ã — áåëêè)
10) Âûõîä íóêëåîêàïñèäà èç ÿäðà ïóòåì ïî÷êîâàíèÿ ÷åðåç ìîäèôèöèðîâàííóþ ÿäåðíóþ ìåìáðàíó
11) Íàêîïëåíèå âèðèîíîâ â ÝÏÑ
12) Âûõîä âèðèîíîâ èç êëåòêè ïóòåì ýêçîöèòîçà èëè ïðè ëèçèñå êëåòêè
Âåòðÿíàÿ îñïà
— îñòðîå èíôåêöèîííîå âûñîêîêîíòàãèîçíîåçàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ëèõîðàäêîé, óìåðåííîé èíòîêñèêàöèåé è ðàñïðîñòðàí¸ííîé âåçèêóëÿðíîé ñûïüþ. Ïðè ðåàêòèâàöèè ëàòåíòíîé èíôåêöèè âîçáóäèòåëü âåòðÿíîé îñïû ìîæåò âûçûâàòü îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ (ëèøàé) — herpes zoster. Ýòî çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì âåçèêóëÿðíîé ñûïè ïî õîäó ÷óâñòâèòåëüíûõ íåðâîâ, îáû÷íî ìåæðåáåðíûõ, è ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíûìè áîëÿìè.
Ýïèäåìèîëîãèÿ
Çàáîëåâàíèÿ îòíîñÿò ê àíòðîïîíîçàì. Èñòî÷íèê èíôåêöèè — áîëüíîé ÷åëîâåê, êîòîðûé íà÷èíàåò âûäåëÿòü âèðóñ çà ñóòêè äî âûñûïàíèé è ïðîäîëæàåò äî 5 äíÿ ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ âûñûïàíèé, áîëüíîé îïîÿñûâàþùèì ãåðïåñîì, âèðóñîíîñèòåëü. Âèðóñ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì, êîíòàêòíûì ïóòåì, ÷åðåç òðàíñïëàíòàöèþ.
Ïàòîãåíåç
Âèðóñ ïðîíèêàåò â îðãàíèçì ÷åðåç ñëèçèñòûå îáîëî÷êè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ðåïëèöèðóåòñÿ â îáëàñòè âõîäíûõ âîðîò è ïîïàäàåò ëèìôîèäíûì ïóòåì â êðîâîòîê. Äàëåå ïðîíèêàåò â ýïèòåëèàëüíûå êëåòêè êîæè è ñëèçèñòûõ, âíóòðåííèå îðãàíû è íåðâíóþ òêàíü. Íà êîæå è ñëèçèñòûõ âûÿâëÿåòñÿ ñûïü, êîòîðàÿ ïðîõîäèò ñëåäóþùèå ñòàäèè:
· ìàêóëà
· ïàïóëà
· âåçèêóëà, ñîäåðæàùàÿ âèðóñ â âûñîêîé êîíöåíòðàöèè
· ïóñòóëà, êîòîðàÿ ïîäñûõàåò è ïîêðûâàåòñÿ êîðè÷íåâîé êîðî÷êîé
Ðóáöû ôîðìèðóþòñÿ ðåäêî.
Âèðóñ âåòðÿíîé îñïû è îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà îáëàäàåò âûðàæåííîé íåéðîòðîïíîñòüþ.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò âûçûâàòü âåòðÿíî÷íûé ýíöåôàëèò è ìåíèíãèò.
Îñîáåííî îïàñíà âåòðÿíàÿ îñïà â ïåðâûé òðèìåñòð áåðåìåííîñòè, òàê êàê âèðóñ îáëàäàåò òåðàòîãåíûì äåéñòâèåì.
Ïîñëå ïåðåíåñåííîé âåòðÿíîé îñïû âèðóñ ìîæåò ìíîãèå ãîäû ñîõðàíÿòüñÿ â ìåæïîçâîíî÷íûõ ãàíãëèÿõ (Ò3-L3) è ãàíãëèÿõ òðîéíè÷íîãî íåðâà (ãëàçíàÿ âåòâü) â âèäå ëàòåíòíîé ïåðñèñòåíòíîé èíôåêöèè. Ïðè ñíèæåíèè ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà âîçíèêàåò ðåöèäèâ â âèäå ëîêàëüíîé âåçèêóëÿðíîé ñûïè ïî õîäó èííåðâàöèè îïðåäåëåííîãî ñåíñîðíîãî ãàíãëÿ. Îáû÷íî ðàçâèâàåòñÿ îäíîñòîðîííèé ïðîöåññ ñ ïîðàæåíèåì êîæè ãîëîâû, øåè èëè òóëîâèùà — îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ (ëèøàé).
Êëèíè÷åñêèå ôîðìû
Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä 11-21 äåíü. Ôîðìû âåòðÿíîé îñïû:
âåòðÿíîé îñïà çàáîëåâàíèå ãåðïåñ
Òèïè÷íûå | Àòèïè÷íûå |
Ëåãêàÿ | Ãåíåðàëèçîâàííàÿ |
ñóáôåáðèëüíàÿ t,íåîáèëüíûå âûñûïàíèÿ,2-4 äíÿ | Ãèïåðòåðìèÿ, òÿæåëàÿ èíòîêñèêàöèÿ, ïîðàæåíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ |
Ñðåäíåòÿæåëàÿ | Ãåìîððàãè÷åñêàÿ |
t äî 39?Ñ, îáèëüíûå âûñûïàíèÿ,4-5 äíåé | ñîäåðæèìîå ïóçûðüêîâ ïðèíèìàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, êðîâàâàÿ ðâîòà, êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó è ñëèçèñòûå |
Òÿæåëàÿ | Ãàíãðåíîçíàÿ |
t äî 40?Ñ, îáèëüíûå âûñûïàíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ñèëüíûì çóäîì,7-9 äíåé | ïåðåõîä ãåìîððàãè÷åñêèõ ïóçûðüêîâ â î÷àãè íåêðîçà, ïîêðûòûå êðîâÿíèñòûì ñòðóïîì, ïîñëå îòñëîåíèÿ êîòîðîãî îáíàæàþòñÿ ãëóáîêèå ÿçâû |
Îñëîæíåíèÿ: âåòðÿíî÷íûé ýíöåôàëèò, ìåíèíãîýíöåôàëèò, ìèåëèòû, íåôðèòû, ìèîêàðäèòû, âòîðè÷íûå èíôåêöèè (ðîæà, ïèîäåðìèÿ, àáñöåññ, ôëåãìîíà è äð.) |
Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ìîæåò ðàçâèòüñÿ â ðåçóëüòàòå ðåàêòèâàöèè âèðóñà, äëèòåëüíî ñîõðàíÿþùåãîñÿ â íåðâíûõ êëåòêàõ ñïèííîãî ìîçãà. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò ðàçëè÷íûå ôàêòîðû: çàáîëåâàíèÿ, ñòðåññ, ïåðåîõëàæäåíèå, òðàâìû è äð. ôàêòîðû, ñíèæàþùèå èììóíèòåò. Ðàçëè÷àþò àáîðòèâíóþ, òèïè÷íóþ è òÿæåëûå (áóëëåçíóþ, ãåìîððàãè÷åñêóþ, ãàíãðåíîçíóþ è ãåíåðàëèçîâàííóþ) ðàçíîâèäíîñòè îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà.
Èììóíèòåò
Ñòîéêèé ïîæèçíåííûé ãóìîðàëüíî-êëåòî÷íûé èììóíèòåò.
Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà âåòðÿíîé îñïû è îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà
Èññëåäóåìûé ìàòåðèàë: ñîäåðæèìîå âåçèêóë, ñûâîðîòêà êðîâè.
Ìåòîäû: âèðóñîñêîïè÷åñêèé, âèðóñîëîãè÷åñêèé, ñåðîëîãè÷åñêèé, ìîëåêóëÿðíî-ãåíåòè÷åñêèé, èììóíîôëþîðåñöåíòíûå.
1. Âèðóñêîïè÷åñêèé
Âèðóñû ãåðïåñà âûçûâàþò ñëèÿíèÿ ïîðàæåííûõ êëåòîê ñ îáðàçîâàíèåì ãèãàíòñêèõ ìíîãîÿäåðíûõ êëåòîê (ñèíòèöèåâ) ñ âíóòðèÿäåðíûìè àöèäîôèëüíûìè âêëþ÷åíèÿìè Êàóäðè (èëè Ëèïøþòöà) (îêðàñêà ïî Ðîìàíîâñêîìó-Ãèìçå). Âèðóñû ìîãóò áûòü îáíàðóæåíû ïðè ýëåêòðîííîé ìèêðîñêîïèè. Íåäîñòàòîê — íåâîçìîæíîñòü äèôôåðåíöèðîâàòü âèðóñ âåòðÿíîé îñïû îò ÂÏÃ-1 è ÂÏÃ-2.
2. Âèðóñîëîãè÷åñêèé
Ïðèìåíÿþò â îñòðîé ñòàäèè áîëåçíè. Ìåòîä îñíîâàí íà âûäåëåíèè âèðóñà èç ìàòåðèàëà îò áîëüíîãî ïóòåì çàðàæåíèÿ êóëüòóð êëåòîê (ôèáðîáëàñòîâ ýìáðèîíà ÷åëîâåêà, Hela è Hep-2) èëè êóðèíîãî ýìáðèîíà. Âèðóñû ãåðïåñà âûçûâàþò öèòîïàòè÷åñêîå äåéñòâèå (ÖÏÄ) â êóëüòóðàõ êëåòîê ÷åðåç 2-4 äíÿ ïîñëå çàðàæåíèÿ â âèäå ñèíòèöèÿ ñ âêëþ÷åíèÿìè Êàóäðè. Äëÿ ñåðîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè âûäåëåííîãî âèðóñà ñòàâÿò ðåàêöèþ íåéòðàëèçàöèè ñî ñïåöèôè÷åñêèìè âèðóñíåéòðàëèçóþùèìè ñûâîðîòêàìè.
3. Ñåðîëîãè÷åñêèé
Äëÿ âûÿâëåíèÿ ÀÒ ïðîòèâ âèðóñà ãåðïåñà. Èñïîëüçóþò ðåàêöèè: ÐÍÃÀ, ÐÑÊ, ÈÔÀ, ÐÈÀ. Àíòèòåëà ïîÿâëÿþòñÿ íà 4-7 äåíü ïîñëå íà÷àëà èíôåêöèè, ìàêñèìàëüíûé òèòð — ÷åðåç 2-4 íåäåëè. Ñåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè ñòàâÿò ñ ïàðíûìè ñûâîðîòêàìè : 1 ïðîáà áåðåòñÿ â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ, 2ÿ — ÷åðåç 2 íåäåëè ïîñëå 1é. Ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò — ïðè 4-êðàòíîì íàðàñòàíèè òèòðà ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë.
4. Èììóíîôëþîðåñöåíòíûé (ýêñïðåññ-äèàãíîñòèêà).
Ïðîâîäÿò ñ ìîíîêëîíàëüíûìè àíòèòåëàìè ïðîòèâ âèðóñà ãåðïåñà äëÿ áûñòðîãî îáíàðóæåíèÿ âèðóñíûõ ÀÃ è èíôèöèðîâàííûõ êëåòêàõ.
5. Ìîëåêóëÿðíî-ãåíåòè÷åñêèé
Äëÿ âûÿâëåíèÿ â ìàòåðèàëå ÄÍÊ âèðóñà ñ ïîìîùüþ ÏÖÐ, ÄÍÊ-ãèáðèäèçàöèè è ðåñòðèêöèîííîãî ýíäîíóêëåàçíîãî àíàëèçà. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ ýëåêòðîôîðåòè÷åñêèé àíàëèç âèðóñíûõ áåëêîâ è âèðóñíîé ÄÍÊ.
Êîæíàÿ àëëåðãè÷åñêàÿ ïðîáà — ãåðïåòè÷åñêèé Àà âíóòðèêîæíî.
Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà âåòðÿíîé îñïû
Ïðîôèëàêòèêà — æèâàÿ îñëàáëåííàÿ âàêöèíà VZV, ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà — ââåäåíèå ñïåöèôè÷åñêîãî êîìáèíèðîâàííîãî Ig â ïåðâûå 3-4 äíÿ ïîñëå êîíòàêòà ñ áîëüíûì.
Ëå÷åíèå
Ïðè òèïè÷íûõ ôîðìàõ ñèìïòîìàòè÷åñêîå, ïðè îñëîæíåííûõ ôîðìàõ âåòðÿíîé îñïû è ïðè îïîÿñûâàþùåì ãåðïåñå íàçíà÷àþò ýòèòðîïíîå ëå÷åíèå, àíàëîãè÷íîå ëå÷åíèþ ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè:
· àíàëîãè àíîðìàëüíûõ íóêëåîçèäîâ (àöèêëîâèð)
· àíàëîãè ïèðîôîñôàòà (ôîñêàðíåò)
· âèðóëèöèäíûå ïðåïàðàòû (ïàíäîâèð, îêñîëèí, àëïèçàðèí, òåðáîôåí)
· ïðîèçâîäíûå àäàìàíòàíà: òðîìàíòàäèí
· ïðåïàðàòû á- è â- èíòåðôåðîíîâ
· èíäóêòîðû èíòåðôåðîíîâ (êàãîöåë, ëàðèôàí è äð.)
· ïðè íåîáõîäèìîñòè — èììóíîìîäóëÿòîðû (ëåâàìèçîë, ìèåëîïåïòèä è äð.)
Ýëåìåíòû ñûïè ñìàçûâàþò 1-2% ðàñòâîðîì ìàðãàíöîâêè èëè 1-2% ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîãî çåëåíîãî.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник