Волоса рыжие на щеке бородавка
Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы; Григорий Отрепьев, мирянином; хозяйка.
Хозяйка
Чем-то мне вас потчевать, старцы честные?
Варлаам
Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?
Хозяйка
Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.
(Уходит.)
Мисаил
Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница литовская, до которой так
хотелось тебе добраться.
Григорий
Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.
Варлаам
Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил да я, грешный, как утекли
из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что
гусли: все нам равно, было бы вино… да вот и оно!..
Мисаил
Складно сказано, отец Варлаам.
Хозяйка
(входит)
Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.
Мисаил
Спасибо, родная, бог тебя благослови.
Монахи пьют; Варлаам затягивает песню:
Как во городе было во Казани…
Варлаам
(Григорию)
Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?
Григорий
Не хочу.
Мисаил
Вольному воля…
Варлаам
А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку…
Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а
иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим — нет, так убирайся,
проваливай: скоморох попу не товарищ.
Григорий
Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить
умею.
Варлаам
А что мне про себя разуметь?
Мисаил
Оставь его, отец Варлаам.
Варлаам
Да что он за постник? Сам же к нам навязался в товарищи, неведомо кто,
неведомо откуда, — да еще и спесивится; может быть, кобылу нюхал…
(Пьет и поет: Молодой чернец постригся.)
Григорий
(хозяйке)
Куда ведет эта дорога?
Хозяйка
В Литву, мой кормилец, к Луевым горам.
Григорий
А далече ли до Луевых гор?
Хозяйка
Недалече, к вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские да
сторожевые приставы.
Григорий
Как, заставы! что это значит?
Хозяйка
Кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать.
Григорий
(про себя)
Вот тебе, бабушка, Юрьев день.
Варлаам
Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а
нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом
Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко
поколотим.
Мисаил
Складно сказано, отец Варлаам…
Григорий
Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы?
Хозяйка
А господь его ведает, вор ли, разбойник — только здесь и добрым людям нынче
прохода нет — а что из того будет? ничего; ни лысого беса не поймают: будто
в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти
влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там
прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий
мальчишка доведет до Луевых гор. От этих приставов только и толку, что
притесняют прохожих, да обирают нас бедных.
Слышен шум.
Что там еще? ах, вот они, проклятые! дозором идут.
Григорий
Хозяйка! нет ли в избе другого угла?
Хозяйка
Нету, родимый. Рада бы сама спрятаться. Только слава, что дозором ходят, а
подавай им и вина, и хлеба, и неведомо чего — чтоб им издохнуть, окаянным!
чтоб им…
Входят приставы.
Пристав
Здорово, хозяйка!
Хозяйка
Добро пожаловать, гости дорогие, милости просим.
Один пристав
(другому)
Ба! да здесь попойка идет: будет чем поживиться. (Монахам.) Вы что за люди?
Варлаам
Мы божии старцы, иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню
христианскую на монастырь.
Пристав
(Григорию)
А ты?
Мисаил
Наш товарищ…
Григорий
Мирянин из пригорода; проводил старцев до рубежа, отселе иду восвояси.
Мисаил
Так ты раздумал…
Григорий
(тихо)
Молчи.
Пристав
Хозяйка, выставь-ка еще вина — а мы здесь со старцами попьем да побеседуем.
Другой пристав
(тихо)
Парень-то, кажется, гол, с него взять нечего; зато старцы…
Первый
Молчи, сейчас до них доберемся. — Что, отцы мои? каково промышляете?
Варлаам
Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут.
Мало богу дают. Прииде грех велий на языцы земнии. Все пустилися в торги, в
мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь;
молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолишь. Такой грех!
Пройдет неделя, другая, заглянешь в мошонку, ан в ней так мало, что совестно
в монастырь показаться; что делать? с горя и остальное пропьешь; беда да и
только. — Ох плохо, знать пришли наши последние времена…
Хозяйка
(плачет)
Господь помилуй и спаси!
В продолжение Варлаамовой речи первый пристав значительно всматривается в
Мисаила.
Первый пристав
Алеха! при тебе ли царский указ?
Второй
При мне.
Первый
Подай-ка сюда.
Мисаил
Что ты на меня так пристально смотришь?
Первый пристав
А вот что: из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев, слыхал ли
ты это?
Мисаил
Не слыхал.
Пристав
Не слыхал? ладно. А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить.
Знаешь ли ты это?
Мисаил
Не знаю.
Пристав
(Варлааму)
Умеешь ли ты читать?
Варлаам
Смолоду знал, да разучился.
Пристав
(Мисаилу)
А ты?
Мисаил
Не умудрил господь.
Пристав
Так вот тебе царский указ.
Мисаил
На что мне его?
Пристав
Мне сдается, что этот беглый еретик, вор, мошенник — ты.
Мисаил
Я! помилуй! что ты?
Пристав
Постой! держи двери. Вот мы сейчас и справимся.
Хозяйка
Ах, они окаянные мучители! и старца-то в покое не оставят!
Пристав
Кто здесь грамотный?
Григорий
(выступает вперед)
Я грамотный.
Пристав
Вот на! А у кого же ты научился?
Григорий
У нашего пономаря.
Пристав
(дает ему указ)
Читай же вслух.
Григорий
(читает)
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в
ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими
соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный
Гришка, к границе литовской…»
Пристав
(Мисаилу)
Как же не ты?
Григорий
«И царь повелел изловить его…»
Пристав
И повесить.
Григорий
Тут не сказано повесить.
Пристав
Врешь: не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить.
Григорий
«И повесить. А лет ему вору Гришке от роду… (смотря на Варлаама) за 50. А
росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…»
Все глядят на Варлаама.
Первый пристав
Ребята! здесь Гришка! держите, вяжите его! Вот уж не думал, не гадал.
Варлаам
(вырывая бумагу)
Отстаньте, сукины дети! что я за Гришка? — как! 50 лет, борода седая, брюхо
толстое! нет, брат! молод еще надо мною шутки шутить. Я давно не читывал и
худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит. (Читает по
складам.) «А лет е-му от-ро-ду… 20». — Что, брат? где тут 50? видишь? 20.
Второй пристав
Да, помнится, двадцать. Так и нам было сказано.
Первый пристав
(Григорию)
Да ты, брат, видно, забавник.
Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.
Варлаам
(продолжает)
«А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые,
волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Да это, друг, уж не ты ли?
Григорий вдруг вынимает кинжал; все перед ним расступаются, он бросается в
окно.
Приставы
Держи! держи!
Все бегут в беспорядке.
МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО
Шуйский, множество гостей. Ужин.
Шуйский
Вина еще.
Встает, за ним и все.
Ну, гости дорогие,
Последний ковш! Читай молитву, мальчик.
Мальчик
Царю небес, везде и присно сущий,
Своих рабов молению внемли:
Помолимся о нашем государе,
Об избранном тобой, благочестивом
Всех христиан царе самодержавном.
Храни его в палатах, в поле ратном,
И на путях, и на одре ночлега.
Подай ему победу на враги,
Да славится он от моря до моря.
Да здравием цветет его семья,
Да осенят ее драгие ветви
Весь мир земной — а к нам, своим рабам,
Да будет он, как прежде, благодатен,
И милостив и долготерпелив,
Да мудрости его неистощимой
Проистекут источники на нас;
И царскую на то воздвигнув чашу,
Мы молимся тебе, царю небес.
Шуйский
(пьет)
Да здравствует великий государь!
Простите же вы, гости дорогие;
Благодарю, что вы моей хлеб-солью
Не презрели. Простите, добрый сон.
Гости уходят, он провожает их до дверей.
Пушкин
Насилу убрались; ну, князь Василий Иванович, я уж думал, что нам не удастся
и переговорить.
Шуйский
(слугам)
Вы что рот разинули? Все бы вам господ подслушивать. Сбирайте со стола да
ступайте вон. Что такое, Афанасий Михайлович?
Пушкин
Чудеса да и только.
Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне
Из Кракова гонца прислал сегодня.
Шуйский
Ну.
Пушкин
Странную племянник пишет новость.
Сын Грозного… постой.
(Идет к дверям и осматривает.)
Державный отрок,
По манию Бориса убиенный…
Шуйский
Да это уж не ново.
Пушкин
Погоди:
Димитрий жив.
Шуйский
Вот-на! какая весть!
Царевич жив! ну подлинно чудесно.
И только-то?
Пушкин
Послушай до конца.
Кто б ни был он, спасенный ли царевич,
Иль некий дух во образе его,
Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,
Но только там Димитрий появился.
Шуйский
Не может быть.
Пушкин
Его сам Пушкин видел,
Как приезжал впервой он во дворец
И сквозь ряды литовских панов прямо
Шел в тайную палату короля.
Шуйский
Кто ж он такой? откуда он?
Пушкин
Не знают.
Известно то, что он слугою был
У Вишневецкого, что на одре болезни
Открылся он духовному отцу,
Что гордый пан, его проведав тайну,
Ходил за ним, поднял его с одра
И с ним потом уехал к Сигизмунду.
Шуйский
Что ж говорят об этом удальце?
Пушкин
Да слышно, он умен, приветлив, ловок,
По нраву всем. Московских беглецов
Обворожил. Латинские попы
С ним заодно. Король его ласкает
И, говорят, помогу обещал.
Шуйский
Все это, брат, такая кутерьма,
Что голова кругом пойдет невольно.
Сомненья нет, что это самозванец,
Но, признаюсь, опасность не мала.
Весть важная! и если до народа
Она дойдет, то быть грозе великой
Пушкин
Такой грозе, что вряд царю Борису
Сдержать венец на умной голове.
И поделом ему! он правит нами,
Как царь Иван (не к ночи будь помянут).
Что пользы в том, что явных казней нет,
Что на колу кровавом, всенародно,
Мы не поем канонов Иисусу,
Что нас не жгут на площади, а царь
Своим жезлом не подгребает углей?
Уверены ль мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опала ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,
А там — в глуши голодна смерть иль петля.
Знатнейшие меж нами роды — где?
Где Сицкие князья, где Шестуновы,
Романовы, отечества надежда?
Заточены, замучены в изгнанье.
Дай срок: тебе такая ж будет участь.
Легко ль, скажи! мы дома, как Литвой,
Осаждены неверными рабами;
Все языки, готовые продать,
Правительством подкупленные воры.
Зависим мы от первого холопа,
Которого захочем наказать.
Вот — Юрьев день задумал уничтожить.
Не властны мы в поместиях своих.
Не смей согнать ленивца! Рад не рад,
Корми его; не смей переманить
Работника! — Не то, в Приказ холопий.
Ну, слыхано ль хоть при царе Иване
Такое зло? А легче ли народу?
Спроси его. Попробуй самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.
Шуйский
Прав ты, Пушкин.
Но знаешь ли? Об этом обо всем
Мы помолчим до времени.
Пушкин
Вестимо,
Знай про себя. Ты человек разумный;
Всегда с тобой беседовать я рад,
И если что меня подчас тревожит,
Не вытерплю, чтоб не сказать тебе.
К тому ж твой мед да бархатное пиво
Сегодня так язык мне развязали…
Прощай же, князь.
Шуйский
Прощай, брат, до свиданья.
(Провожает Пушкина.)
| весь текст сразу | следующая часть —>
Источник
Откуда произошло выражение «Докажи, что не верблюд»? Полвека назад в телевизионном «Кабачке “13 стульев”» показывали сценку: пан Гималайский (артист Рудольф Рудин) привёз верблюдов и сопроводительное письмо: «Hаправляем вам двух одногорбых верблюдов и Гималайского». У пана Гималайского допытывались, где же третий верблюд, гималайский? Согласно документу!.. В этой сценке и прозвучала впервые фраза: «Докажите, что вы не верблюд».
Пан Гималайский и пан Вотруба (Виктор Байков) в «Кабачке «13 стульев»
Документы у людей появились с развитием меновой торговли и путешествий. Знать всех в лицо уже невозможно, а это может быть очень опасно.
Например, под видом странствующего купца в город может проникнуть разбойник или шпион из враждебного племени. Или, скажем, появляется некто, утверждающий, что он – сын погибшего вождя и хочет быть новым вождём. Вот тут и возникал вопрос – «чем докажешь?».
«Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»
Самым древним видом документов является татуировка на теле. Технологию нанесения несмываемого рисунка на кожу люди освоили ещё в каменном веке, и татуировка тысячи лет исправно работала в качестве «удостоверения личности».
Очень сложную систему татуировки использовали жители Полинезии – даже само слово «тату» мы заимствовали из полинезийских языков. Например, у коренных жителей Новой Зеландии – маори – глядя на татуировку, каждый мог легко сказать, к какому племени принадлежит тот или иной человек, к какому клану, является ли он пленником, свободным человеком, уважаемым воином или великим вождём.
В Месопотамии в качестве удостоверений личности служили цилиндрические печати – прокатывая такую печать по табличке из мягкой глины, получали уникальный рисунок, «подпись», идентифицирующую владельца. Такие печати переходили из поколения в поколение, и «подписанные» таблички служили важнейшим доказательством в решении юридических споров.
Ассирийская цилиндрическая печать и оттиск с неё
В Древнем Риме со времён царя Сервия Туллия в Риме каждые 5 лет проводилась перепись населения («ценз»), которую вели специально выделенные чиновники – цензоры. В цензорские записи заносились все без исключения римские граждане, и если кто-то пытался самовольно зачислит себя в граждане Рима, ему отрубали голову, так что всё было более чем серьёзно!
Древний Рим знал и другие «документы» – например, на девятый день жизни каждому родившемуся в семье римского гражданина мальчику вешали на шею особый шарик на верёвочке – «буллу». Девочкам вешали другой амулет – «лимулу» в форме полумесяца.
Древнеримская булла и изображение ребёнка с буллой на шее
Каждый, кто видел перед собой мальчика с буллой на шее, знал, что перед ним – ребёнок полноправного римского гражданина, который охраняется законом во всей строгости (в отличие от детей рабов). По достижении 14-летнего возраста булла снималась, и вместо неё юный римлянин начинал носить тогу – этот вид одежды разрешалось носить, опять же, только полноправным гражданам Рима.
Наконец, документом служило само имя человека – только потомственный гражданин мог носить знакомое нам по учебнику истории тройное имя, скажем, Гай Юлий Цезарь (из рода Юлиев) или Публий Корнелий Сципион (из рода Корнелиев). Двойное имя (например, Иосиф Флавий) говорило о том, что этот человек – не римлянин, является вольноотпущенником, а его патроном (покровителем) является гражданин из рода Флавиев. У рабов имена были «одинарные», иногда просто клички: «Одноухий», «Толстый», «Македонец» или «Болтун».
Бумажные документы, похожие на современные, впервые появились в Китае, во времена династии Цинь (III век до нашей эры). Именно там возникли первые документы, которые можно было бы назвать «паспортами» – на куске бумаги было написано не только имя предъявителя, но и его год рождения, возраст и даже внешность.
Поскольку фотографии в те времена не существовало, внешность описывалась словами. Помните описание Гришки Отрепьева в сыскной грамоте, в трагедии Пушкина «Борис Годунов»? «А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая».
Похож? Прижизненный портрет Григория Отрепьева
Позднее в Китае появился ещё один род документов – так называемая «пайцза» (牌子). Это была деревянная или металлическая дощечка с изображением и текстом, которую обычно вешали на шею. В дальнейшем китайские пайцзы заимствовали монголы – и долгое время успешно использовали. Предъявляя пайцзу, человек тут же обозначал свой статус в Монгольской Империи.
Китайская (вверху) и монгольская пайцза
А вот в Европе документы современного образца появились довольно поздно – впервые упоминание о подобных бумагах содержится в акте, изданном английским парламентом в 1414 году. Само слово «паспорт» образовано от двух латинских слов: «passare», то есть «проходить», и «porta», то есть «двери, ворота», так что «паспорт» дословно означает «пропуск, подорожная».
Читайте также:
Как выглядели привычные нам бытовые предметы, когда были только изобретены?
Источник
В данном произведении А.С. Пушкин описывает период Смутного времени в России на тот момент, когда пришел конец эпохе правления династии Рюриковичей. Престол переходит в распоряжение семьи Романовых. Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Пушкина ‹‹Борис Годунов›› с цитатами является центральным. Григорий известен тем, что смог занять царский трон, выдавая себя за законного наследника.
Григорий Отрепьев – самозванец. Беглый инок. Исторический прототип – Лжедмитрий I.
Образ
Григорий молодой парень двадцати лет от роду. При рождении был назван Юрием. Происходит из небогатого боярского рода. Подростком мотался по разным монастырям. После долгих мытарств оказывается в Чудовом монастыре. Является учеником духовного наставника Пимена.
Отрепьев невысокого роста. Достаточно крепкого телосложения. Рыжеволосый с ясными, голубыми глазами. Лицо парня портят бородавки, рассыпанные в хаотичном порядке.
На окружающих производил приятное впечатление. Был приветлив и дружелюбен со всеми.
Он не красив, но вид его приятен и царская порода в нем видна
…а ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая…
Характеристика
Будучи авантюристом по натуре, Григорий услышав от Пимена историю о царевиче Дмитрии, случившуюся двенадцать лет назад, решил использовать ее себе на благо. Царевич был убит по приказу Годунова. Сейчас ему было бы столько же лет, сколько Грише. Почему бы не испытать судьбу, если она дает такой шанс.
Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царской трапезой?
Сообразительный монах решает прикинуться убиенным Дмитрием. Он покидает монастырь и сбегает в Литву. Обладая врожденным даром убеждения он каким-то образом заставил поверить короля государства в то, что он и есть Дмитрий, наследник престола.
Я знаю только то, что в Кракове явился самозванец и что король и паны за него…
В Литве Гришка знакомится с Мариной Мнишек и влюбляется в нее. В порыве чувств он разоткровенничался, открыв девушке всю правду и признавшись ей, что он самозванец. Марина оторопела от такой новости, но секрет обещает хранить. Ради Марины Григорий готов отказаться от своей затеи. Одно ее слово, но девушка решила использовать любовь Отрепьева себе на пользу. Она напоминает ему о долге перед государством, напоминая, что может открыть его секрет в случае отказа. Теперь он не вправе уйти с политической арены. Она подтолкнула его к решительным действиям, заставляя принять попытку завладеть троном.
А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь, скажу: я бедный черноризец…
Любовь, любовь ревнивая, слепая, одна любовь принудила меня все высказать…
В лице правителя Сигизмунда он заручается военной поддержкой и движется на Москву. Армия противника оказалась сильнее. Войско Лжедмитрия терпит крах. Тем временем Годунов умирает. Отрепьев делает повторную попытку занять престол. Он избавляется от наследника и матери Федора. Григорий становится новым правителем государства, но ненадолго. До народа быстро дошло, что он ничуть не лучше других и отказался славить новоиспеченного государя.
Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско и нам со стен Путивля угрожает…
Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Черты характера
- самоуверенный;
- гордый;
- решительный;
- удачливый;
- ловкий;
- смелый;
- беспечный в военных действиях;
- сообразительный;
- обладал даром убеждения;
- легко втирался в доверие;
- хитрый.
Источник