Дом с бородавками проспект мира

Дом с бородавками проспект мира thumbnail

Улица » Проспект Мира» одна из самых протяженных и оживленных улиц города Москвы. Она имеет многовековую историю. Какой же была история создания улицы и ее архитектуры?
   С XII века здесь шла дорога на Ярославль, вдоль которой стояли села Алексеевское, Ростокино и другие.
   При своем возникновении в середине XVII века нынешний проспект, а тогда Большая Мещанская , прокладывалась как главная улица новой московской слободы – Мещанской. Эта слобода планировалась как отдельный район, причем в свободной, незастроенной территории, в ее застройке был применен прямолинейно-геометрический принцип, по которому в последствие будет застроен Санкт-Петербург. В этой особой слободе  после Андрусовского перемирия  1667 стали  селить выходцев из Польши и Белоруссии «мещан» ( mieszczanin. польск. – горожанин). Отсюда и происходит название слободы.  
   В начале ХХ века улица носила название 1-я Мещанская и по ней проходила дорога, соединявшая Москву, Переславль — Залесский, Ростов и Ярославль.  
    В 19 веке оживленную улицу начинают заселять зажиточные москвичи, застраивая ее особняками, выполненными в различных стилях, усадьбами и доходными домами.
После 1917 года 1-я Мещанская улица была переименована в 1-ю Гражданскую, но сохраняла это название очень недолго.
    В 30-х годах прошлого века началась масштабная реконструкция всей 1-й Мещанской улицы. Это было связано с открытием в Москве ВСХВ (нынешний ВВЦ).
    В 1939 году здесь открылась ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ставшая визитной карточкой всего прогрессивного, что происходило в экономике СССР.
В 1930-е годы на проспекте Мира (который тогда делился на несколько отрезков — 1-я Мещанская улица, Троицкое шоссе, Большая Алексеевская улица, Большая Ростокинская улица) началось жилищное строительство, прерванное началом войны. После Победы освоение территорий возобновилось, при участии немецких военнопленных выросли два десятка парадных жилых зданий.
В 1957 году все улицы, составляющие хорду от Садового кольца в сторону окраины, были объединены под одним названием — Проспект Мира — в честь состоявшегося в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В день его открытия шествовали красочные, торжественные колонны делегатов и гостей фестиваля. В 1960-е годы начинается массовая застройка проспекта Мира жилыми домами.
   Сегодня Проспект Мира идет от Садового кольца до Енисейской улицы, являясь на протяжении 8,9 км оживленной магистралью.
  Проспект Мира, как и многие московские улицы, хранит в архитектуре вехи своей истории. Остановимся на некоторых из них.
1.    В самом начале улицы, по адресу проспект Мира, 3 , располагался, построенный по проекту архитектора  В.П. Загорского дом со сдававшимися в нем меблированными комнатами. Его называют дом с «кариатидами». Фасад здания украшают декоративные кариатиды, выполненные юным скульптором С.Т. Коненковым, тогда учеником Училища живописи, ваяния и зодчества.
2.     Один из сохранившихся доходных домой – проспект Мира, №5 – был построен по проекту архитектора Р.И. Клейна для крупного чаеторговца Н.С. Перлова. Пятиэтажный дом с эркером, балконами, рустовкой, лепными наличниками, особыми на каждом этаже. Дом был построен на месте усадьбы  Кошелевых, один из потомков которых, проживавших в этой усадьбе, был известный славянофил – А.И. Кошелев.
3.    Соседний дом №7  – первый дом сталинской эпохи на проспекте мира. С него начинается масштабная реконструкция улицы в 1937 году. Он велик, занимает три прежних владения, состоит из трех объединенных корпусов, его стены украшены лепниной. Архитектор Д.Д. Булгаков украсил дом не только советской символикой – серпы и молоты, но и цветочными орнаментами, геометрическими рисунком в виде  заклепок.
В нем видны первые элементы сталинского ампира. Его строили как ведомственный, для руководящего состава Министерства связи, поэтому квартиры имели улучшенную планировку и все удобства, что было редкостью для того времени. Местные жители прозвали его дом  «с бородавками»
4.    Признанной городской достопримечательностью считается городская усадьба Е. А. Зарина — Н. С. Долгорукова — Н. В. Кузнецовой. Современные здания были построены в начале XX века и принадлежали купцу П.П. Золотареву. Усадьба перестраивалась ни один раз. Владелица домов 41 и 43 – жена «короля русского фарфора» М.С. Кузнецова приобрела этот участок в конце 19 века и исполнила свою мечту – главным архитектором ее усадьбы стал Ф.О. Шехтель. Жилой дом построен в стиле, который некоторые считают « мавританским» или «готическим», но большинство искусствоведом – типичным московским модерном. В конце 1920-х годов особняк надстроили двумя этажами.  1980-е годы дом окончательно приобрел свой сегодняшний вид.
5.    Рижскую эстакаду с обеих сторон обрамляют два монументальных здания – дома 78 и 79, которые строились в 1950-е годы и « выполняют роль парадного въезда». Здесь заканчивается та часть проспекта Мира, которая была 1-й Мещанской улицей. Дома с№79 и 78 и до окончания проспекта Мира строились в период типовой застройки Москвы. Через пару лет после смерти Сталина появилось Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Чтобы обеспечить горожан отдельными квартирами, началось возведение недорогих типовых зданий. Причём, уже строящиеся многоэтажные «сталинки» на ходу претерпевали изменения в проекте и лишались украшений. Такие дома есть и на проспекте Мира.

Читайте также:  Бородавка на шейке матки беременность

Автор статьи

Рябинкин Илья Дмитриевич, ГБОУ гимназия № 1518, 10-3

Источник

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

Читайте также:  Бородавки на руках лечение ацикловир

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

Источник

В переулках за проспектом Мира, где так легко заблудиться, среди обычных многоэтажек, вдали от туристических маршрутов спряталось старинное здание Набилковской богадельни. Это был настоящий комплекс благотворительных учреждений, год за годом разраставшийся и вмещавший всё больше и больше неимущих и обездоленных.

В 1820-х годах владение за 1-й Мещанской улицей, как в то время именовался проспект Мира, приобрели братья – купцы Василий и Фёдор Набилковы, бывшие крепостные графа Шереметева. Кто знает, быть может, именно вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение… В то же время в Москве ходили и другие слухи, будто бы у Фёдора Набилкова при пожаре в цирке погибли дети и он, убитый горем, оставил всё своё состояние на благотворительность. Так или иначе, но купленная Набилковыми земля была ими пожертвована Московскому попечительству о бедных вместе с суммой в 40 000 рублей, предназначенной для постройки здания богадельни.

В 1828 году по проекту архитектора Афанасия Григорьева началось возведение комплекса, через три года открылся первый корпус – западный. К концу 1830-х годов на пожертвования купца Чернышёва был завершён правый восточный корпус, а в 1847 году заложены два здания для мужского отделения и больницы. Тем самым процесс создания богаделенного ансамбля сильно растянулся во времени. Основатели при этом не забывали своё детище: вплоть до смерти в 1848 году Фёдор Набилков продолжал жертвовать на богадельню и училище при ней огромные средства, общая сумма которых превысила 300 000 рублей.

При богадельне в 1831–1835 году была выстроена домовая церковь во имя Святой Троицы, расположившаяся в центральной части комплекса и отмеченная модным куполом с маленькой главкой и крестом. В 1891 году церковь была расширена сооружением придельного храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это было сделано в связи с увеличением числа призреваемых, особенно после перевода сюда Усачёвской богадельни с Маросейки. Работы были проведены на средства жертвователей – купцов Грудцына и Кириллова.

Помимо Усачёвской богадельни, в 1870-х годах в Протопоповский переулок переехал «Семейный приют для бесплатного содержания гувернанток до приискания ими работы», для которого во дворе были построены новые корпуса. В 1880 году на углу Протопоповского и Астраханского переулков возведено обширное здание по проекту архитектора П.А. Ушакова для бесплатной глазной лечебницы имени Волудских, помощь в которой оказывалась самым неимущим слоям населения. На проспект Мира выходит здание коммерческого училища при Набилковской богадельне, получившего славу одного из лучших учебных заведений Москвы. Наконец, за главным зданием Набилковской богадельни в Протопоповском переулке на рубеже XIX–ХХ веков было построено несколько корпусов «Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами». Так в одном квартале объединилось сразу несколько крупных богаделен, больниц и других благотворительных организаций.

В 1920-х годах весь комплекс был постепенно закрыт, а его здания частично перестроены и заняты различными конторами. Долгое время здесь размещалось Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР, некоторые правопреемники которого находятся здесь и сегодня.

Источник

Финальный эпизод прогулки по 1-й Мещанской улице посвящён жилой застройке советского периода, чередующейся с дореволюционными особняками и доходными домами.

«Проспект Мира»-кольцевая — одна из самых нарядных станций московского метро

Выйдя из метро,- сразу направо и прогулка начинается.

1-я Мещанская, 42. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/565649 Здание 1910 года впоследствии было надстроено.

1-я Мещанская, 42. 1939 год: https://pastvu.com/p/16279

Проспект Мира, № 44 — перестроен в 1936 году

1-я Мещанская улица, № 45 и № 47. 1940 год: https://pastvu.com/p/8335

Проспект Мира, № 45 — жилой дом (1940, архитекторы П.Фролов, С.Андриевский)

Проспект Мира, № 47 — доходный дом (XIX век, достроен в 1913 году, архитектор А.Новиков)

Проспект Мира, № 47с2

Проспект Мира, № 46 (1944) и № 48 — первая очередь жилого дома предназначалась для сотрудников Артиллерийской академии, вторая — для сотрудников Наркомата электростанций (1938, архитекторы А.Пекарев, М.Шерфединов)

Читайте также:  Появление бородавки на головке члена

Проспект Мира, № 49 — жилой дом, построенный для Министерства угольной промышленности СССР (1953, архитекторы К.Метельский, Б.Веленский, Б.Бабьев, инженер И.Казаков). Проект не кажется гармоничным — выглядит, как обрубленное со всех сторон подражание сталинским высоткам. В советские годы первый этаж занимал популярный среди горожан универсальный магазин «Весна».

Проспект Мира, № 49А — доходный дом В.Назаревского (1904, архитектор И.Машков), фасад отделан изразцами Абрамцевской мастерской по рисункам М.Врубеля. Сейчас это административное здание Центрального казачьего войска — общественной организации с серьёзным статусом: его атаман и Устав были утверждены Указами Президента России.

1-я Мещанская улица. Набилковское коммерческое училище. 1913 год: https://pastvu.com/p/48192

Проспект Мира, № 50 — Набилковское коммерческое училище — живопись, чеканка, типографские работы (1816-1817, на основе строения конца XVIII века, архитектор Е.Назаров)

Проспект Мира, № 51с1 — жилой дом, построенный для сотрудников ТАСС, продолжает парад сталинок (1937-1938, архитектор Г.Глушенко). Дом построен на месте церкви Живоначальной Троицы, снесённой в 1931-1932 годах.

Церковь Живоначальной Троицы, что на Капельках. 1882 год: https://pastvu.com/p/16032

Проспект Мира, № 52 — ансамбль городской усадьбы Баевых (1910, архитекторы И.Кузнецов и В.Чагин, строение 1 — 1896, архитектор В.Чагин, строение 2 — 1816, перестроен в 1867, архитектор И.Штром, строение 4 — 1910, архитектор И.Кузнецов, 1933, архитектор И.Фомин)

Проспект Мира, № 53с1 — кирпичный дом 1907 года

Проспект Мира, № 54 — жилой дом (1946, архитектор А.Власов). Начатое в 1940 году строительство дома для сотрудников завода имени Коммунистического интернационала было прервано началом войны, здание достроено в 1946 году и передано в ведение Министерства транспортного машиностроения.

Проспект Мира, № 56с2 — жилой дом (1933, архитектор Г.Глушенко)

У входа в здание ГИБДД Московской области в Слесарном переулке установлен памятник постовому. В мультфильме 1964 года про дядю Стёпу высокорослый милиционер достаёт птичку, попавшую внутрь светофора. Вероятно, скульптор Александр Рожников вдохновился этим эпизодом, хотя его персонаж вполне обычного роста и экипирован в современную униформу.

Проспект Мира, № 61

Проспект Мира в дни Фестиваля молодёжи и студентов, москвичи готовятся приветствовать парад участников. 1957 год: https://pastvu.com/p/20094 Автор: Анатолий Крымский. Двухэтажные особняки со временем уступят место билдингу из стекла и бетона. По словам местных жителей, здание строилось в качестве гаража.

Проспект Мира, № 64 — современное здание построено на углу проспекта Мира и Банного переулка

Проспект Мира, № 68 — жилой дом сотрудников Наркомвода (1950-е, архитектор А.Аркин, инженер Н.Иванов)

Проспект Мира, № 68с1А — доходный дом (1914), здание школы № 273

Проспект Мира, № 69 — Центральный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, здание 1985 года

Проспект Мира в дни Фестиваля. 1957 год: https://pastvu.com/p/52450 Автор: Дымков В.И.

Проспект Мира, № 70 — жилой дом (1944-1948, архитекторы А.Машинский, Б.Мезенцев)

Проспект Мира, № 70А — жилой дом 1935 года

1-я Мещанская улица. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/580319 Фотограф стоит возле дома № 55 по нынешнему проспекту Мира, вдали видны силуэты Крестовских водонапорных башень.

1-я Мещанская улица. 1948-1951 гг.: https://pastvu.com/p/354997 Действительно, спустя пятнадцать лет 1-ю Мещанскую не узнать: «низкоэтажная застройка уступила место многоэтажной застройке». Фото сделано из дома № 62 (в современной нумерации).

Проспект Мира, № 71с1 — жилой дом управления канала Москва—Волга (1938, архитекторы П.Нестеров, В.Минков)

Проспект Мира, № 72 — здание, построенное как бизнес-центр «Радиус-холл», сейчас занимает Московская областная Дума

1-я Мещанская улица. 1948-1950 гг.: https://pastvu.com/p/4497 Проспект Мира, № 73 — жилой дом (1939, архитектор Л.Бумажный)

Проспект Мира, № 74 — жилой дом (1948-1952)

Проспект Мира, № 75 и № 77 — дореволюционные здания

1-я Мещанская улица. 1951 год: https://pastvu.com/p/9334 На фото в центре — дом, где прошло детство поэта Владимира Высоцкого. За сталинкой вплоть до Крестовского моста видна снесённая позднее жилая застройка.

Проспект Мира, № 76 — жилой дом (1956, архитектор А.Горбачёв)

Проспект Мира, № 76с2 — фрагмент жилого дома с коммунальными квартирами, куда в 1938 году родители Семён Владимирович и Нина Максимовна Высоцкие принесли новорождённого младенца Володю. Будущий поэт и актёр провёл здесь несколько детских лет. В 1955 году часть дома была снесёна, а Высоцкий в это время жил уже в Большом Каретном переулке. На память о своём первом адресе — 1-я Мещанская, 126 — осталась «Баллада о детстве»: «Но родился и жил я, и выжил, дом на Первой Мещанской, в конце».

1-я Мещанская улица. Нина Максимовна Высоцкая с сыном Володей. 1940 год: https://pastvu.com/p/302233

Проспект Мира, № 78А — жилой дом (1938) и № 78 — жилой дом (1952)

Проспект Мира, № 79 — жилой дом (1939, архитектор П.Фролов) начали строить в 1936 году по заказу Жилищно-арендного кооперативного товарищества по проекту архитектора М.Бархина, но затем требования к зданию стали меняться, стройка замораживалась, проект несколько раз перерабатывался.

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: https://www.yamoskva.com/node/13886

Источник