Ситуационные задачи по герпеса

Рассматривается как проявление первичного инфицирования ВПГ в полости рта. Поэтому часто болею дети и лица молодого возраста. Течение болезни острое, наблюдается высокая температура, нарушение общего состояния, повышение СОЭ, лейкопения или лейкоцитоз. В патогенезе заболевания различают 4 периода:

— продромальный;

— катаральный;

— период высыпаний;

— угасание болезни.

1. Продромальный период проявляется чувством жжения, покалывания, зудом, ощущением напряжения, саднения и онемения в местах будущего появления сыпи на коже и слизистой оболочке. Наблюдается потеря аппетита, плохой сон, недомогание.

2. Катаральный период характеризуется гиперемией и отеком СОПР и десневого края. Пациенты могут предъявлять жалобу на дискомфорт в полости рта при приеме пищи.

3. В период высыпаний появляются одиночные или множественные элементы поражения СОПР: пятно, пузырек, пузырь и эрозия. Площадь поражения СОПР сопряжена с тяжестью заболевания. Выделяют три степени тяжести — легкая, средняя и тяжелая.

4. Период угасания болезни характеризуется улучшением общего состояния, эпителизацией афт.

Хронический рецидивирующий герпес

Жалобы на жжение и боль в полости рта при приеме пищи, разговоре. Объективно выявляются одиночные высыпания или группа тесно расположенных мелких пузырьков на красной кайме губ, коже губ, на крыльях носа, переднем отделе неба, кончике языка, половых органах и слизистой глаз. Губы и слизистая оболочка полости рта являются излюбленными для локализации герпеса, особенно места, в норме ороговевающие. В первый день заболевания на СОПР появляются участки гиперемии или диффузная гиперемия, на фоне которой образуются белые мелкофокусные пятна. По периферии этих пятен наблюдаются сосудистые звездочки. На фоне гиперемированной слизистой оболочки белесоватые участки четко контурируются, превращаются в некротические очаги, плотно спаянные с окружающими тканями. Ободок гиперемии окружает некротический участок и является демаркационной линией. В последующие 2-3 суток наблюдается побледнение венчика гиперемии и вследствие мацерации поврежденного участка формируется эрозия. При тяжелой степени заболевания появляется недомогание, мышечная боль, озноб, температура 38-390С. Количество рецидивов в год зависит от резистентности организма.

Дифференциальная диагностика

Проявления в полости рта следует дифференцировать:

— с хроническим рецидивирующим афтозным стоматитом (ХРАС);

— с многоформной экссудативной эритемой (МЭЭ);

— с вульгарной пузырчаткой;

— с медикаментозным аллергическим стоматитом;

— опоясывающим лишаем.

Лечение простого герпеса комплексное (общее и местное).

Общее лечение:

1. Назначается высококалорийная диета, обильное питье.

2. Противовирусные препараты – ремантадин 0,05 г 3 раза в день в течение 5-10 дней; бонафтон 0,1 г 3 раза в день в течение 5-10 дней.

3. Десенсибилизирующая терапия – димедрол, супрастин, пипольфен, дипразин, диазолин, тавегил, фенкарол и др. Аутогемотерапия с 3-5 до 9 мл через день, внутримышечно, курс 7 инъекций.

4. Общеукрепляющая терапия – витамин С до 2,0 г в сутки, препараты кальция (глюконат кальция, глицерофосфат кальция, лактат кальция, хлористый кальций), средства, повышающие естественную резистентность организма – аралия, элеутерококк, жень-шень.

5. Седативные и транквилизаторы применяются по показаниям. При средней и тяжелой степенях заболевания – настойка валерианы, микстуры Павлова, Кватера, Сухинина, настойка пустырника и др.

6. Как анальгезирующее, жаропонижающее и противовоспалительное средство при средней и тяжелой степенях заболевания используют салицилат натрия 0,5 г 4 раза в день в течение 5-10 дней.

7. Гамма-глобулин или гистаглобин назначаются по 2 мл внутримышечно 2 раза в неделю, на курс 3-7 инъекций, для повышения защитных сил организма. Иммунал по 5-25 капель 3 раза в день, 3 недели.

8. Внутримышечно или подкожно вводится 1 мл 0,005% раствора продигиозана 1 раз в 4-7 дней, на курс 3-4 инъекции. Препарат обладает интерфероновым действием, оказывает неспецифический стимулирующий эффект, повышает содержание глобулина в сыворотке крови, понижает экссудативный компонент воспалительной реакции, способствует регенеративным процессам.

9. Лизоцим 150 мг 2 раза в день внутримышечно, на курс лечения 15-20 инъекций.

Местное лечение включает:

После осмотра пациента и постановки диагноза, необходимо обезболить и провести антисептическую обработку СОПР теплыми антисептиками: 0,5-1% р-р тримекаина, 4% р-р пиромекаина (в детской практике пиромекаин на глюкозе), новокаин с уротропином, анестезиновая эмульсия 5-10%, лидокаин 10% спрей, 0,02% раствор фурацилина, 0,02% раствор этакридина лактата, 0,01% раствор димексида, 0,1% раствор этония.

Применяются аппликации протеолитических ферментов 1 раз в день, на 15 мин. Рекомендуется применять трипсин, химотрипсин, лизоцим, панкреатин, дезоксирибонуклеазу, которая обладает не только очищающим от некротических масс действием, но и противовирусным эффектом.

Используют аппликации противовирусных мазей, 3-4 раза в день по 20 мин. Рекомендуется применение 1% флореналевой мази, 0,5% теброфеновой мази, 0,25-1% риодоксоловой и 1-2% оксолиновой мази, а также 3% линимента госсипола, 0,1% раствора госсипола, 0,5% бонафтоновой мази и 5% интерфероновой мази, ацикловир, «зовиракс».

С 5-го дня заболевания, а точнее с момента эпителизации эрозии, назначают аппликации кератопластических препаратов, 2-3 раза в день, по 20 мин: витамин А в масле, витамин Е в масле, бальзам Шостаковского, эмульсия Тезана, сок алоэ и сок каланхоэ, каротолин, масло шиповника и облепиховое масло. Уместно применение кератопластических средств, входящих в различные аэрозоли, — ливиан, левовинизоль, олазоль, гипозоль и другие.

Высокий эффект получен при использовании аппликаций на СОПР средств, стимулирующих местный иммунитет (1% раствор нуклеината натрия, 5% метилурациловая мазь, 10% эмульсия метилурацила, 10% раствор галаскорбина) по 15-20 мин 3-4 раза в день, курс лечения для каждого пациента нидивидуален.

Профилактика вирусных заболеваний

1. Изоляция вирусного заболевания от коллектива даже при легкой степени заболевания.

2. Устранение хронических очагов инфекции.

3. Профилактическое применение антивирусных мазей в эпидемию гриппа методом закладывания в нос 1-2 раза в день. Внутрь бонафтон, ремантадин по 1 таблетке 2 раза в день в течение 5 дней.

4. В эпидемию гриппа обязателен прием десенсибилизирующих препаратов – супрастина, димедрола, пипольфена, фенкарола и др.(в сутки одна разовая доза, профилактический курс не более 5 дней), также витамин С до 2,0 г в день.

5. Применяется герпетическая поливакцина 0,1-0,2 мл внутримышечно 2 раза в неделю, на курс лечения 10 инъекций. Профилактический курс – 0,3 мл 5 инъекций; с интервалом 7-10 дней проводится 2-й цикл профилактического лечения.

9. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача № 1.

Пациент К., 28 лет, обратился с жалобами на резкую боль при приеме пищи, разговоре, обильное слюноотделение, на множественные высыпания в полости рта. Заболевание сопровождается повышением температуры тела до 37,5 градусов, недомоганием.

Анамнез: Считает себя больным 4 дня. Высыпания появились в день обращения к врачу. Ранее подобное заболевание наблюдалось 1-2 раза в год.

Объективно; поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны. На красной кайме губ наблюдаются эрозии и корочки желтоватого цвета. На коже в области верхней и нижней губы отдельные пузырьки с желтоватым содержимым.

Читайте также:  У ребенка герпес во рту что делать

1. Поставьте диагноз;

2. Проведите дифференциальную диагностику;

3. Составьте план лечение;

4. Назовите противовирусные препараты для местного и общего лечения;

5. Рекомендации по профилактике данного заболевания;

Эталон ответа к задаче № 1.

1. Хронический рецидивирующий герпес (средняя тяжесть);

2. С острым герпетическим стоматитом, опоясывающим лишаем, многоформной экссудативной эритемой, вульгарной пузырчаткой, медикаментозным аллергическим стоматитом.

3. Антисептическая обработка СОПР и красной каймы губ, применение противовирусных препаратов общего и местного применения;

4. Противовирусные препараты: вектавир, вирумерц, бонофтон, ацикловир, интерферон, риодоксол, теброфен, флореналь, госсипол, оксолин, полудан, арбидол и др.

5. Сезонно проводить профилактическую противовирусную терапию;

Задача № 2.

Пациент Т., 15 лет, обратился с жалобами на резкую боль при приеме пищи, разговоре, обильное слюноотделение, боль в поднижнечелюстной области, множественные высыпания в полости рта. Заболевание сопровождается повышением температуры тела до 38,5, недомоганием, головной болью. Считает себя больным 3 дня. Высыпания появились в день обращения к врачу. Ранее подобного заболевания не отмечает. Две недели назад перенес грипп.

При осмотре: поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны. На красной кайме нижней губы слева сгруппированные везикулы, на гиперемированном основании. СОПР ярко гиперемирована и отечна. На спинке языка, прикрепленной десне, твердом небе определяются точечные эрозии, покрытые фибринозным налетом, резко болезненные при пальпации. Гигиена полости рта неудовлетворительная. Маргинальный край десны гиперемирован, отечен.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Что является возбудителем заболевания?

3. Какие дополнительные методы обследования можно провести?

4. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику?

5. Составьте план лечения.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. Острый герпетический стоматит.

2. Вирус простого герпеса.

3. Цитологическое исследование с поверхности эрозий.

4. Дифференциальная диагностика проводится с хроническим рецидивирующим стоматитом, многоформной экссудативной эритемой, вульгарной пузырчаткой, медикаментозным аллергическим стоматитом, опоясывающим лишаем.

5. Общее: противовирусные препараты, гипосенсибилизирующая терапия, анальгетики, жаропонижающие препараты, витамин С, иммунокорректоры, обильное питье, высококалорийная диета. Местное: аппликационное обезболивание, антисептичекая обработка, протеолитические ферменты, аппликации противовирусных мазей, аппликации кератопластических средств (с момента начала эпителизации эрозий (4-5 день).

Задача № 3.

Женщина 25 лет обратилась к стоматологу с жалобами на боль в полости рта, которая усиливается при приёме пищи, общую слабость. Подобные явления периодически появляются в осенний период. Объективно: температура тела 38,0Сº, слизистая оболочка полости рта гиперемирована. На слизистой оболочке нижней губы и щек эрозии размером 0,3×0,5 см с фестончатыми краями, покрыты фибринозным налётом. Результаты цитологического исследования: в мазке-отпечатке выявлены гигантские многоядерные клетки

1. Какой диагноз наиболее вероятный?

2. Какие морфологические элементы предшествовали эрозиям в полости рта?

3. Какие морфологические элементы могут наблюдаться при данном заболевании?

4. Проведите дифференциальную диагностику.

5. Какие противовирусные препараты можно использовать для местного лечения?

Эталон ответа к задаче № 3.

1. Хронический рецидивирующий герпес.

2. Пятна, пузырьки.

3. Пятно, пузырек, пузырь, афта, эрозия, корка.

4. Дифференциальная диагностика проводится с хроническим рецидивирующим стоматитом, многоформной экссудативной эритемой, вульгарной пузырчаткой, медикаментозным аллергическим стоматитом, опоясывающим лишаем.

5. мази «Бонафтоновая», «Теброфеновая», «Флореналевая», «Госсипол», Ацикловир (для кожи и красной каймы губ: «Зовиракс», «Герперакс» и др.), Интерферон.

Задача № 4.

К детскому стоматологу в районную поликлинику обратилась мама с ребёнком 7 мес., с жалобами на повышение температуры тела до 37,5ºС, на пузырьковые высыпания на нижней губе, обильное слюнотечение, отказ ребёнка от пищи.

Анамнез: сутки назад поднялась температура до 38,0ºС и появились пузырьковые высыпания на нижней губе, отмечалась плаксивость, отказ ребёнка от приема пищи.

Объективно: правая и левая половины лица симметричны, высота нижней трети лица уменьшена, конфигурация лица изменена за счет отека нижней губы. На воспаленной красной кайме нижней губы два пузырька округлой формы около 2 мм в диаметре. Открывание рта в полном объеме. На слизистой оболочке нижней губы три эрозии, покрытые фибринозным налётом, окружены венчиком гиперемии, округлой формы около 3 мм в диаметре. При пальпации лимфатических узлов – поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены, подвижны, мягкой консистенции.

1. Поставьте диагноз.

2. Объясните этиологию заболевания.

3. Какие периоды различают в патогенезе заболевания?

4. Какие морфологические элементы могут наблюдаться при данном заболевании?

5. Составьте план лечения.

Эталон ответа к задаче № 4.

1.Острый герпетический стоматит легкой степени тяжести.

2. Заболевание вирусной этиологии, вирус простого герпеса.

3. Четыре периода: продромальный, катаральный, период высыпаний, период угасание болезни

4. Пятно, пузырек, пузырь, афта, эрозия, корка.

5.Назначение обезболивающих средств перед едой: «Калгель», 3% анестезин в персиковом масле. После еды и на ночь – противовирусных препаратов: мази «Бонафтоновая», «Теброфеновая», гель «Холисал», для ускорения эпителизации кератопластические средства: 3,44% масляный раствор ретинола ацетата, масло шиповника, «Каротолин», «Солкосерил» — дентальна адгезивная паста, «Диплен Дента С» — самоклеющиеся пленки с солкосерилом.

Задача № 5.

Больная Ф., 42 лет обратилась к врачу на резкую, жгучую боль при приеме пищи и разговоре. Боль возникает по ходу ІІ ветви тройничного нерва.

Анамнез: до начала заболевания за 3-е суток у больной отмечалось недомогание, головная боль, озноб и повышение температуры до 38ºС. Кроме того больная указывает на появление невралгии и парастезии в полости рта. В течение месяца была в командировке на севере.

Объективно: на коже лица по ходу ІІ ветви тройничного нерва сгруппированы пузырьки в виде цепочки. На СО преддверия полости рта и щек мелкоточечные эрозии. При пальпации возникает резкая болезненность.

1. Поставьте диагноз;

2. Проведите дифференциальную диагностику;

3. Составьте план лечения;

4. Назначьте местное лечение;

5. Назначьте общее лечение;

Эталон ответа к задаче № 5.

1. Опоясывающий герпес (опоясывающий лишай);

2. Простой герпес, хронический рецидивирующий герпес, неврит и невралгия тройничного нерва;

3. Обезболивание, назначение противовирусных препаратов для местного и общего лечения;

4. Местно используют противовирусные средства (мази «Бонафтоновая», «Теброфеновая», «Флореналевая», «Госсипол», Ацикловир, Интерферон) с предварительной обработкой: обезболивающими, противовоспалительными, некролитическими средствами.

5. Общее: противовирусные препараты (Ацикловир (по 4 таб. (по 200 мг) 4 раза в день, 5 дней), Валацикловир («Валтрекс» по 2 таб. (по 500 мг) 3 раза в день, 7 дней), гипосенсибилизирующая терапия, анальгетики, жаропонижающие препараты, витамин С, иммунокорректоры, обильное питье, высококалорийная диета.

Занятие № 4



Источник

« Утверждаю»

«__ » «_____________» 2008г.

Зав. кафедрой детских инфекционных болезней, профессор Л. А.Литяева.

Методическая разработка

для преподавателя по теме:

Читайте также:  Как лечить вирус герпеса у женщин

«Герпетическая инфекция у детей».

(для студентов педиатрического и медико – профилактического факультетов)

ОРЕНБУРГ — 2008

1.Тема практического занятия: «Герпетическая инфекция у детей».

Наименование цикла: воздушно-капельные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета, студенты 5 курса медико-профилактического факультета.

Продолжительность практического занятия: 6 часов (пед. фак.), 3 часа (МПФ)

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики ветряной оспы, герпетической инфекции, ЦМВИ. Течение и исходы ветря­ной оспы. Клиника и течение атипичных форм заболевания. Осложнения, дифференци­альный диагноз, лечение и профилактика ветряной оспы. Врожденные формы герпетиче­ской инфекции, ЦМВИ.

3.Методика проведения теоретической части занятия:

3.1.  Контроль дисциплины.

3.2.  Формулировка темы и цели занятия.

3.3.  Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4.  Контроль СРС ВУВ.

3.5.  Входной контроль знаний студентов.

Тесты исходного контроля.

1. Какие из перечисленных ниже вирусов относятся к семейству герпесвирусов:

1)  Вирус простого герпеса I типа

2)  Вирус ветряной оспы

3)  Вирус Эпштейн-Барр

4)  Цитомегаловирус

5)  Вирус краснухи

6)  Вирус простого герпеса I типа

Ответ: 1.2,3.4,6

2. Вирус ветряной оспы является:

1)  ДНК-содержащим

2)  Р Н К-содержащи м

Ответ: 1

3. Больной ветряной оспой опасен для окружающих:

!) С начала заболевания и весь период высыпаний

2)  В течение 7 дней от начала заболевания

3)  С начала заболевания и в течение 4-х дней со дня последних высыпаний

4)  Ответ: 3

4. Пути передачи ветряной оспы:

1)  Контактно-бытовой

2)  Воздушно-капельный

3)  Трансмиссивный

4)  Трансплацентарный

5)  Фекально-оральный

Ответ: 2, 4

5. Входными воротами инфекции при ветряной оспе являются:

1)  Кожа

2)  Слизистая ЖКТ

3)  Слизистая верхних дыхательных путей

4)  Ответ: 3

6. Максимальная величина инкубационного периода при ветряной оспе:

1)  7 дней

2)  10 дней

3)  14 дней

4)  21 день

Ответ: 4

7. Для ветряной оспы характерен:

1 ) Истинный полиморфизм

2) Ложный полиморфизм

Ответ: 2

8.Входят ли в комплекс базисной терапии при ветряной оспе антибиотики:

1)  Да

2)  Нет

Ответ: 2

9.Ребенок, переболевший ветряной оспой, допускается в детский коллектив:

1)  На 2-3 сутки после прекращения высыпаний

2)  На 10 день от начала заболевания

3)  На 5 день, со дня появления последних высыпаний

Ответ: 3

10.При выявлении случая ветряной оспы в детском коллективе, дети не болевшие ветряной ос­пой подлежат разобщению:

I) С 1 — го дня контакта

2) С 5-го дня после контакта

3)С 1 1 — го дня после контакта

Ответ: 3

11.Что из перечисленного ниже инактивирует вирус простого герпеса:

1 Температура 40(‘-50°С

2 Ультрафиолетовые лучи

3 Этиловый спирт

4 Эфир

Ответ: 2, 3, 4

12.Какие из перечисленных ниже систем организма чаще повреждаются при простом герпесе:

1 Поражение ЦНС

2 Органы зрения

3 Пищеварительная

4 Сердечно-сосудистая

5 Кожа и слизистые оболочки

Ответ: 1, 2, 5

13. Какие из перечисленных ниже симптомов характерны для герпетического стоматита:

1)Интоксикация

2 ) Очаговая гиперемия, отек слизистой оболочек щек, языка, десен, губ

3) Болезненность регионарных лимфатических узлов

4)Гепатоспленомеалия

5) Геморрагическая сыпь

Ответ: 1, 2, 3

14. Что из перечисленного ниже указывает на герпетическую инфекцию у новорожденных:

1 )Наличие простого герпеса II типа у матери

2)  Единичные или сгруппированные везикулярные высыпания

3)  Пневмония с диспноэ, цианозом

4)  Поражение ЦНС с гипертензионным синдромом, нарушением терморегуляцией

5)  Гепатоспленомегалия

6)  Желтуха

7)  Геморрагический синдром

8)  Острый некротический менингоэнцефалит

Ответ: 1.2,3.4,5.6, 7,8

15. Что из перечисленного ниже характерно для ЦМВИ:

1 ) Чаще врожденное заболевание

2) Половой путь передачи

3 ) Частые поражения ЖКТ

4) Специфические изменения в легких, почках

5 ) Единичные случаи заболевания у взрослых

6) Наличие внутриядерного включения

Ответ: 1,3,4.5,6

16. Что из перечисленного ниже указывает на врожденную форму ЦМВИ:

1 ) Гепатоспленомегалия

2)  Тромбоцитопения

3)  Поражение ЦНС, судорожный синдром

4)  Геморрагический синдром

5)  H едоношенность

6)  Гипотрофия

Ответ: 1,2,3,4,5,6

3.Теоретический разбор материала.

■  Этиология и эпидемиология ветряной оспы, ЦМВИ, герпетической инфекции.

■  Патогенез.

■  Клиническая характеристика герпесвирусных заболеваний.

■  Диагностика.

Дифференциальный диагноз.

■  Принципы лечения.

■  Меры профилактики.

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя

4.2. Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза болезни и жизни, эпид. анамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назна­чение плана лечения и обследования.

4.3. Решение ситуационных задач.

Задача № 1.

У ребенка 4-х лет, находящегося в хирургическом отделении по поводу паховой грыжи на 4-й день пребывания в стационаре отмечалось повышение температуры до 37,2° С и зуд кожи. При осмотре обнаружены пятна, мелкие папулы и везикулы. Со стороны внутренних органов отклонений от номы не выявлено.

1. Поставьте клинический диагноз.

2.  Какой будет дальнейшая динамика сыпи?

3.  Назначьте противоэпидемические мероприятия в хирургическом стационаре.

Задача № 2.

При утреннем приеме в детский сад выяснено, что ребенок накануне был у родст­венников, где попал в контакт с больным ветряной оспой. Как поступить в данной ситуации?

Задача № 4.

Девочка 5-и лет посещает детский сад, где были случаи заболевания ветряной оспой. Заболела остро 02.10. с повышения температуры до 37,6 С и появления сыпи на коже туловища в виде единичных везикул. Последующие два дня температура оставалась субфебрильной. общее состояние страдало незначительно, на коже — свежие подсыпания везикул. С 4-го дня болезни состояние удовлетворительное, температура нормальная, на коже подсыхающие элементы сыпи. На 8-й день болезни состояние ухудшилось — появилась тошнота, повторная рвота и сонливость. Девочка не могла держать чашку в руках, появилась шаткая походка. По этому поводу была направлена в стационар.

1. Поставьте диагноз.

2.  Наметьте план обследования

3.  Назначьте лечение.

Задача № 4.

Мальчик 6-и лет заболел ветряной оспой. Как быть с его братом 3-х лет, посещающий детский сад и до этого не болевшим ветряной оспой?

Задача № 5.

Родился от молодой, здоровой матери, 2-я беременность (1-я беремен­ность закончилась срочными родами, ребенок здоров), протекавшей с ОРВИ (4 раза), быст­рых родов, осложненных мекониальной аспирацией. Родился доношенный мальчик, в состоянии асфиксии, был переведен на ИВЛ. С первых суток желтуха с зеленоватым м. геморрагическая сыпь с экхимозом по всему телу, гепатолиенатьный синдром. В чтении реанимации состояние мальчика прогрессивно ухудшилось — нарастала дыхательная. недостаточность, геморрагический синдром, размеры печени +5-6 см.

В геммограмме выраженная анемия, снижение тромбоцитов до 90×109 /л УЗИ печени — отек паренхимы, гепатоспленомегалия, холецистит. Ребенок умер. Гистологически — в клетках печени, легких, почках ядерные включения по типу «совиного глаза». В осадке мочи — гигантские цитомегалические клетки.

Читайте также:  Заговоры от простуды герпес

/. Поставьте диагноз

2.  Перечислите методы диагностики.

3.  В какой специфической терапии нуждался больной?

Задача № 6.

Поступил в отделение детей раннего возраста в 6 месяцев в тяжелом состоянии, обусловленном интоксикацией неясного генеза и тяжелой анемией. Из анамнеза известно. что ребенок родился от второй беременности необследованной матери, в срок, с массой — 3000 г. Период адаптации без особенностей. Вскармливание естественное. В массе прибавлял плохо, на 6-м месяце жизни стали нарастать бледность, вялость, в связи с чем госпитализирован. При поступлении бледность с мраморным рисунком кожи, гипотония мышц, гепатоспленомегалия (печень +5 см, селезенка +2 см) приглушенность тонов сердца, тахикардия, неустойчивый стул.

OAK: эритр.-1,02х1012/л, НЬ-31 г/л, ЦП-1,0, ретикулоциты-4%, лейк.- 9×10%, токсическая зернистость нейтрофилов.

ИФА: выявлены антитела к ЦМВ — иммуноглобилины класса А и М. Консультация окулиста — атрезия зрительного нерва.

/. Поставьте диагноз

2.  Проведите дифференциальный диагноз

3.  Назначьте лечение.

Задача № 7.

От первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания, роды в срок, нормальные антропометрические показатели, период неонатальной адаптации без осо­бенностей, из роддома выписан на 6-е сутки. На 3-й неделе жизни состояние ухудшилось, что было связано с присоединением респираторной инфекции, госпитализирован в инфекци­онное отделение в тяжелом состоянии. На осмотре ребенок бледный, вялый, гепатоспленомегалия, дыхательная недостаточность.

OAK: эритр.-2х10′ /л. лимфоцитоз, осмотическая резистентность эритроцитов не изменена, ретикулоциты-6%.

УЗИ: гепатоспленомегалия.

От стернальной пункции мать отказалась.

/. Поставьте диагноз

2.  Назначьте план обследования

3.  Назначьте лечение.

Задача № 8.

Ребенок поступил из ОПН в возрасте 1,5 месяцев. Рожден от 2-й беременности, про­текавшей с угрозой прерывания, путем кесарева сечения, родился в асфиксии, массой 3200г. С первых суток жизни отмечается геморрагический синдром в виде петехиально-экхимозной сыпи на туловище. На 3 сутки присоединился катаральный синдром, осложнившийся развитием пневмонии. С 5 суток выявлена тромбоцитопения до 49×109 /л.

УЗИ: печень и селезенка увеличены.

ИФА: антитела к ЦМВ класса М и G.

/. Поставьте диагноз

2. Назначьте лечение.

5. Методика оценки знаний студентов.

Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

■  Исходный тестовый контроль

■  Оценка за ответ на теоретической части занятия

■  Оценка за ответ при клиническом разборе больного

■  Оценка за самостоятельную работу с больным

■  Оценка за решение ситуационных задач.

6. Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1. Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

■ Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии по темам:

1)  Осложнения при ветряной оспе

2)  Дифференциальный диагноз ветряной оспы

3)  Особенности врожденной формы ЦМВИ, в зависимости от сроков инфициро­вания

4)  Клинические формы приобретенной ЦМВИ

5)  Клинические формы простого герпеса у детей

6)  Клиника врожденной герпетической инфекции

7)  Диагностика герпес-вирусных инфекций.

■  Написание истории болезни

■  Приготовление наглядных учебных пособий (микротаблицы, слайды)

■  Подготовка материала для участия в деловой игре

■  Работа в приемном покое инфекционной больницы

■  Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

7.Приложения.

7.1 План-хронокарта практического занятия по теме

п/п

Этапы

Содержание занятия

Цель

Время

1.

Вводное слово преподавате­ля.

Назвать тему, обосновать актуальность ее, поставить цель, дать план занятия, обсуждение вопросов, возникших у студентов.

Заинтересовать студентов, обратить внимание.

15 мин.

2.

Контроль исходного уровня знаний.

Раздать тесты исходного контроля, выполнить их, определить исходный уровень знаний студентов.

Выявить

готовность группы к занятию.

20мин.

3.

Теоретичес­кий разбор материала

Организация работы детской инфекционной больницы.

Повысить уровень

теоретических

знаний.

30 мин

Перерыв

15мин

4.

Курация больных.

Работа малыми группами. Группа из 3-х студентов работает в приемном покое, боксированных отделениях, где на конкретных больных осваивает методику при­ема и клинического обследования инфекционного больного, правила санитарной обработки и дезин­фекции, санитарно-эпидемиологи­ческий режим инфекционной больницы, принципы профилактики внутрибольничных инфекций.

Обучение

студентов

практическим

умениям сбора

эпидемиологического анамнеза, жизни,

болезни,

клинического

обследования

инфекционного

больного.

90мин

5.

Клинический разбор инфекцион­ного больного с теоретичес­ким обоснованием

Куратор докладывает больного, обсуждаются вопросы соблюдения правил госпитализации, приема и размещения инфекционных боль­ных, методика клинического обсле­дования больных; намечается план обследования и противоэпидеми­ческих мероприятий.

Закрепление теоретических знаний. Проверка умения самостоя­тельной работы в приемном покое и боксированных отделениях.

45мин

6.

Зачитывание реферата.

Заслушивается один или два реферата (темы рефератов прилагаются).

Углубление знаний по теме. Привитие навыков работы с литературой.

20мин

7.

Заключитель­ный контроль.

Каждый студент получает ситуационную задачу и решает ее с последующей проверкой преподавателем.

Проверка усвоенных знаний.

30мин

8.

Заключитель­ное слово преподавате­ля.

Подводится итог занятию, оценивается работа студентов.

Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5мин

7.2 Материальное обеспечение занятия: учебная комната, доска, отделение стационара, слайды, микротаблицы, ситуационные задачи, выписки из историй болезни, слайдопроектор.

7.3. Интеграция темы:

Вопросы обсуждаемые на кафедре

Интеграция вопросов на других

детских инфекций

кафедрах

Этиология, эпидемиология

Кафедра микробиологии:

герпесвирусных инфекций.

Этиология герпесвирусной инфекции,

Патогенез.

патогенез, диагностика,

Клинические формы,

вирусологические и серологические

классификация.

методы выявления инфекции.

Осложнения

Кафедра эпидемиологии:

Лабораторная диагностика.

Эпидемиология, этиология

Дифференциальный диагноз.

профилактика.

Принципы лечения.

Профилактика

Кафедра инфекционных болезней:

этиология, эпидемиология, патогенез, клинические формы, лабораторная диагностика, дифференциальный диагноз, течение, профилактика.

7.4.Перечень практических знаний, которые студент должен приобрести на занятии:

■  Этиологию и эпидемиологию герпесвирусных инфекций.

■  Патогенез и клиническую картину.

■  Классификация клинических форм заболеваний.

■  Диагностика и дифференциальная диагностика гернесвирусных инфекций с ин­фекциями ТОRCН-синдрома.

■  Принципы лечения.

■  Противоэпидемические мероприятия

Студенты на занятии должны приобрести следующие практические умения:

■  Сбор анамнеза, эпид. анамнеза

■  Физикального обследования

• Выявлять клинические симптомы болезни и собирать их в синдромы

■  Обоснования диагноза

■  Назначения плана обследования и лечения

■  Забора материала для вирусологических исследований (кат, моча, кровь)

■  Забора материала для серологических исследований

■  Оценки результатов вирусологических исследований

• Оценки результатов серологических исследований

■  Заполнения карт экстренного извещения (КЭИ)

■  Организации противоэпидемических мероприятий в очаге.

7.5. Рекомендуемая литература:

1)В. Ф. Учайкин «Руководство по инфекционным болезням у детей» — М. ГЭОТАР, Медицина, 1998 г.

2)В. В. Фомин, М. О. Гаспарян и др. «Детские инфекционные болезни» — Екатеринбург, 1992 г.

3) Н. «Инфекционные болезни в поликлинической практике»-СПб,:Гиппократ,1993

4) В., В. «Инфекционные болезни у детей», учебник для педиатрических факультетов мед. ВУЗов,-СПб,:СпецЛит,2001-559.

5) А., Л. «Инфекционные поражения нервной системы»- СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2005-448 с.

Методические рекомендации составлены профессором Л. А.Литяевой

Утверждены на кафедральном совещании

Источник