Вирус герпеса возбудитель заболевания

Вирус герпеса возбудитель заболевания thumbnail

Вирус герпеса возбудитель заболевания

Герпетическая инфекция — хроническая, часто рецидивирующая патология, характеризующаяся поражением кожи, нервной системы, урогенитального тракта, зрительного анализатора и внутренних органов. Причиной болезни является вирус, который длительно персистирует в нервных ганглиях и клинически не проявляется. Герпес 1 типа циркулирует в шейных узлах, а 2 типа – в поясничных. При снижении иммунной защиты микроб проникает в кровь и вызывает обострение инфекционного процесса. Вирусом простого герпеса заражено 80% населения планеты. Клинические проявления возникают только в 20% случаев.

В семейство Herpesviridae входит большое количество микроорганизмов, способных вызывать развитие инфекционного процесса у человека. Эти микробы широко распространены в природе. Современной науке известно более 80 видов герпес-вирусов: 7 из них были выделены от человека, а остальные от животных. Микроорганизмы, относящиеся к семейству Herpesviridae, имеют двухцепочечную ДНК, капсид из 162 капсомеров и ядерную мембрану. Отличаются они структурой генома, особенностями репродуктивного цикла и действием на клетки.

Обычно термин «герпес» применяют для обозначения лабиальной и урогенитальной формы заболевания. Герпетическая инфекция — часто встречающаяся патология, занимающая второе место среди вирусных недугов после гриппа. В настоящее время в нашей стране заболеваемость различными формами герпеса неуклонно растет. Заражение герпетической инфекции происходит контактным, аэрогенным и трансплацентарным путями. Вирус герпеса чаще всего поражает детей. Он проникает в организм ребенка внутриутробно, во время родов или сразу после появления на свет.

Вирус герпеса возбудитель заболевания

Заболевание имеет код по МКБ 10 — В00 «Инфекции, вызванные вирусом простого герпеса». Оно может протекать в различных клинических формах: лабиальной, генитальной, висцеральной, генерализованной. Для постановки диагноза проводят лабораторное исследование материала от больного: вирусологическое, серологическое, молекулярно-генетическое. Лечение патологии направлено на подавление активности возбудителя и укрепление иммунитета больного. Пациентам назначают противовирусные препараты, иммуномодуляторы и средства, устраняющие неприятные симптомы. При своевременном и адекватном лечении прогноз для жизни благоприятный.

Этиология

Возбудитель герпетической инфекции известен с давних времен. Впервые его выделили и описали более ста лет назад. Микроорганизм содержит ДНК и при попадании в благоприятную среду активно делится. Это классический внутриклеточный паразит: его репродукция и образование полноценного вириона происходят только в клетках определенного типа. Чаще всего микробы размножаются в эпителиоцитах и лейкоцитах.

В настоящее время существует большое количество представителей семейства Herpesviridae, но наиболее значимыми для медицины и опасными для человека являются следующие:

  • Вирус герпеса возбудитель заболеванияЛабиальный герпес отличается высокой контагиозностью и проявляется характерной сыпью на губах и крыльях носа. Это самый распространенный вид инфекции, вызывающий развитие стоматита, панариция, энцефалита, экземы, эзофагита, кератоконъюнктивита, ангины.
  • Генитальный герпес распространяется половым путем и поражает органы репродуктивной системы. У детей он протекает в виде неонатальной или диссеминированной инфекции.
  • Опоясывающий герпес вызывает ветряную оспу, а при рецидиве провоцирует опоясывающий лишай.
  • Вирус Эпштейна-Барр — возбудитель инфекционного мононуклеоза, который поражает циркулирующие В-лимфоциты, нарушая клеточный и гуморальный иммунитет.
  • Цитомегаловирус — микроорганизм, максимально опасный для беременных женщин. Он способен вызывать пороки развития плода.
  • Розеоловирус провоцирует внезапную экзантему или детскую розеолу.

Остальные типы герпеса не до конца изучены и менее распространены. Предполагают, что они способствуют развитию рассеянного склероза, синдрома хронической усталости, саркомы Капоши, карциномы шейки матки. Организм человека чаще поражается герпесом 1 и 2 типа. Лабиальный герпес тропен к клеткам кожи и слизистой оболочки рта, носа, глаз. Генитальный герпес поражает различные структуры половой системы. Обе разновидности инфекции называют простым герпесом – herpes simplex. Возбудитель ветряной оспы вызывает патологию преимущественно у детей.

Микроорганизмы чувствительны к нагреванию, ультрафиолету, рентгеновским лучам и дезинфектантам. Они сохраняют свою жизнеспособность при охлаждении, замораживании и оттаивании, высушивании. Резистентны к ультразвуковому воздействию.

Эпидемиология

Пути распространения герпетической инфекции:

  1. Воздушно-капельный — реализуется при общении с человеком, который чихает и кашляет;
  2. Контактно-бытовой — при обработке везикул больному;
  3. Половой — во время полового акта от инфицированного партнера;
  4. Трансплацентарный — внутриутробно от больной матери;
  5. Вертикальный — при прохождении ребенка через родовые пути;
  6. Трансфузионный — при переливании крови.

Самозаражение играет не последнюю роль в развитии патологии. Вирус способен перемещаться внутри макроорганизма из инфицированных тканей в здоровые. Происходит это, когда больной расчесывает везикулы и переносит своими же руками вирус в другие части тела.

Люди обладают высокой восприимчивостью к патогенам. Обычно наблюдается бессимптомное вирусоносительство. Клинические признаки появляются при угнетении иммунитета. Общая резистентность организма снижается под воздействием негативных факторов – переохлаждения, простуды, авитаминоза, стресса, лечения иммунодепрессантами, излучения. Спровоцировать рецидив инфекции могут гормональные изменения в организме, локальные повреждения губ или глаз, заболевания, проявляющиеся лихорадкой.

Для герпетической инфекции характерна спорадическая заболеваемость. Единичные вспышки крайне редко регистрируются в детских коллективах в осенне-зимний период.

Патогенез

Вирус герпеса возбудитель заболевания

проявления герпетической инфекции на коже

Проникнув в организм человека, вирус быстро размножается в эпителиоцитах и разрушает их. На месте погибших клеток формируются некротические очаги с признаками локального воспаления. В месте внедрения микроба при расслоении и баллонирующей дегенерации эпителиоцитов образуются везикулы, которые со временем лопаются. На коже и слизистой появляются эрозии и корки. Жидкость внутри пузырьков содержит фибрин, слущенные клетки и множество вирусных частиц. Этот период заболевания считается максимально опасным в эпидотношении.

После размножения микробов наступает вирусемия — они проникают в кровь и разносятся по всему организму. По аксонам нервных клеток микроорганизмы попадают в шейные или поясничные ганглии и обитают там в «спящем» состоянии. Вирусная ДНК встраивается в геном клеток. Проникнув однажды в макроорганизм, микроб остается в нем пожизненно. Даже после исчезновения клинических признаков, инфекция не проходит полностью. Вирус максимально активен в первые годы после инфицирования. Со временем иммунитет человека подавляет его, делая менее агрессивным и опасным.

Реактивация микробов связана с воздействием негативных факторов. Патогены проникают в эндотелиоциты капилляров и эпителиоциты кожи. После репродукции вирусов образуются везикулы. У лиц с адекватной работой иммунной системы патология протекает легко и без осложнений. Больных беспокоят только местные проявления болезни. Макрофаги захватывают и переваривают вирусы, а интерферон защищает клетки от внедрения микробов.

При наличии иммунодефицита рецидивы повторяются часто, а очаги поражения становятся более обширными. Исходом патологии становится генерализация процесса с  развитием полиорганной недостаточности. Врожденная форма инфекции у детей, появившихся на свет с недостатком веса или сопутствующими патологиями, часто имеет неблагоприятный прогноз на выздоровление.

Симптоматика

Клинические признаки инфекции появляются при обострении процесса. Симптоматика полиморфна. Она зависит от локализации очага поражения.

  • Герпетический стоматит обычно развивается у детей. Он начинается остро с подъема температуры, озноба, головной боли и прочих признаков интоксикационного синдрома. На слизистой оболочке ротовой полости появляются группы пузырьков с серозным содержимым и зоной гиперемии вокруг. После вскрытия везикул образуются эрозии. Они настолько болезненны, что дети отказываются от еды. У малышей усиливается слюноотделение, появляется неприятный запах изо рта, увеличиваются подчелюстные лимфоузлы.
  • При поражении кожи везикулы образуются вдоль красной каймы губ, на крыльях носа и ушных раковинах. Они зудят и болят. Болевой синдром нередко предшествует высыпаниям, которые сосредоточены на одной стороне лица и плотно группированы. Прозрачное содержимое пузырьков вскоре мутнеет, они лопаются, подсыхают и покрываются корками. На месте очага поражения образуется пигментное пятно, которое со временем исчезает. Общее состояние при данной форме инфекции не страдает, интоксикация отсутствует.

    Вирус герпеса возбудитель заболевания

    герпетические высыпания на губах

  • Генитальный герпес проявляется высыпаниями на слизистой оболочке половых органов, мошонке, промежности, уретре. Местные признаки патологии — жжение, боль и зуд, общие — подъем температуры, лимфаденит паховых лимфоузлов. Больные отмечают боль внизу живота и в области поясницы. Герпес может стать причиной рака шейки матки.
  • При поражении глаз развивается кератит, иридоциклит, хориоретинит, увеит, конъюнктивит. Герпетические высыпания сопровождаются слезотечением, светобоязнью, блефароспазмом, инъецированием склер. Язвенные дефекты снижают чувствительность роговицы, что способствует ухудшению зрения Болезнь часто осложняется каналикулитом с обструкцией слезного канальца и приводит к слепоте.
  • Герпетический энцефалит и менингит проявляются признаками интоксикации, нарушением сознания, очаговыми неврологическими симптомами, судорогами. Везикулы располагаются на мозговых оболочках и непосредственно в структурах мозга. Осложнениями перенесенной инфекции являются параличи и парезы, снижение интеллекта, нарушение вкуса и обоняния. Человек после герпетического поражения нервной системы остается инвалидом на всю жизнь. Отмечается высокая летальность.
  • Герпетическая экзема — тяжелая патология, развивающаяся у детей на фоне дерматита или иного поражениями кожи. Болезнь отличается выраженной интоксикацией и появлением обильных высыпаний, которые быстро распространяются на здоровые участки. После их вскрытия образуется сплошная корка. У детей с иммунодефицитом часто наблюдается вторичное бактериальное инфицирование, развитие герпетического стоматита, ларингита, трахеита, кератита, менингита. При генерализации инфекции появляется цианоз, вялость, апноэ, одышка, срыгивания, лихорадка, фебрильные судороги. Заболевание часто заканчивается поражением внутренних органов и гибелью ребенка.
  • Герпес, протекающий по типу ОРВИ, часто не имеет характерных высыпаний, а клинически напоминает банальную простуду. В тяжелых и редких случаях везикулы появляются на миндалинах и задней стенке глотки.
Читайте также:  Первый триместр беременности герпес

Диагностика

Диагностика герпетической инфекции не вызывает трудностей у специалистов. Заболевание проявляется характерными общими и местными симптомами. Для подтверждения диагноза проводят лабораторные испытания. Материалом для исследования является: содержимое везикул, кровь, моча, слюна, сперма, отделяемое зева, ликвор. Его выбор зависит от места локализации патологического очага.

Вирус герпеса возбудитель заболевания

Методы диагностирования герпетической инфекции:

  1. Серологические исследования — постановка реакции связывания комплемента или реакции нейтрализации.
  2. Метод флюоресцирующих антител — экспресс-диагностика, позволяющая обнаружить специфическое свечение в соскобах кожи и слизистых оболочек.
  3. Иммунограмма – иммуноглобулины М являются признаком острого воспаления, а иммуноглобулины G – хронического.
  4. ПЦР — обнаружение в испытуемом образце генетического материала вирусов.
  5. Вирусологическое исследование — выращивание вируса в куриных эмбрионах или в культуре клеток. Культуральная диагностика и электронная микроскопия позволяют полностью идентифицировать микроб.
  6. Цитологический анализ – выявление в соскобах кожи многоядерных гигантских клеток с характерными внутриклеточными включениями.

Иммуноферментный анализ и иммуноблоттинг на сегодняшний день отличаются наибольшей информативностью. Эти методы позволяют определить в крови больного  антитела к вирусу герпеса.

Лечебный процесс

Лечение герпетической инфекции комплексное, включающее этиотропное, патогенетическое и симптоматическое воздействие. Терапевтические мероприятия назначаются лечащим врачом на основе результатов диагностического обследования. Лечение проводят в домашних условиях при отсутствии осложнений и общем удовлетворительном состоянии больного. Госпитализируют в стационар пациентов с тяжелым течением патологии, сопровождающейся зрительной и нервной дисфункцией, нарушением работы внутренних органов.

Полностью вылечить герпетическую инфекцию и избавиться от вируса невозможно. Существуют лекарственные средства, эффективно устраняющие симптомы болезни, препятствующие размножению микроба, повышающие качество жизни пациента:

  • Вирус герпеса возбудитель заболеванияПротивовирусные препараты подавляют активность возбудителя инфекции – «Ацикловир», «Валтрекс».
  • Иммуномодуляторы укрепляют иммунитет и повышают общую резистентность организма – «Имунорикс», «Исмиген», «Полиоксидоний».
  • Для снятия боли, жара и дискомфорта назначают НПВС – «Парацетамол», «Ибуклин», «Нурофен».
  • Антигистаминные средства снимают отек, боль и гиперемию – «Лорагексал», «Цетрин», «Зиртек».
  • Общеукрепляющим действием обладают витамины и адаптогены.

Лицам с локализованными формами инфекции достаточно местного воздействия:

  1. Язвы обрабатывают антисептиками и накладывают повязки с протеолитическими ферментами.
  2. Ставят холодные компрессы с антивирусными мазями и кремами.
  3. Применяют местные противомикробные средствами при вторичном бактериальном инфицировании.

Все лекарственные средства должны быть назначены лечащим врачом в соответствии с показаниями и индивидуальными особенностями организма. Детям при подборе дозировки необходимо учитывать массу тела, возраст и общее состояние. Пациентам  рекомендуют во время лечения соблюдать щадящую диету и оптимальный питьевой режим.

Курс лечения длится 10 дней, а в тяжелых случаях он затягивается до года. При  распространении инфекции гематогенным путем в головной мозг, печень, почки, ЖКТ противовирусные препараты вводят внутривенно. Во время ремиссии для стимуляции иммунитета проводят лазерное облучение крови и физиотерапевтические процедуры — УФО, инфракрасное облучение, магнитотерапию, КВЧ.

Вакцинотерапию назначают после достижения стойкой ремиссии. Она дает положительный эффект у 70 % пациентов. Препарат вводят дважды с перерывом в 10  дней. Первый курс составляет пять инъекций, которые делают больному через 3-4 дня. Вакцину вводят внутрикожно в сгибательную поверхность предплечья. Второй курс также включает пять инъекций, но их ставят через каждые 7 дней. Ревакцинация проводится спустя полгода.

Профилактика и прогноз

Прогноз патологии неоднозначный. Он зависит от формы инфекции. Приобретенный герпес хорошо поддается лечению «Ацикловиром»: быстро наступает длительная ремиссия, редко возникают опасные осложнения. Врожденная форма часто заканчивается гибелью ребенка. Ее непосредственными причинами являются тяжелые пороки развития. Инфицирование в первом триместре заканчивается внутриутробной смертью плода или прерыванием беременности. Если ребенок заражает во время родов, прогноз считается благоприятным в случае своевременного и адекватного лечения.

Вакцины против герпеса применяются ограниченно в связи с их низкой специфичностью. Ведущее значение в предупреждении развития и распространения герпетической инфекции имеют общие профилактические мероприятия:

  • Укрепление иммунитета,
  • Посещение дерматолога при первых симптомах поражения кожи,
  • Исключение контактов с больными герпетической инфекцией,
  • Использование презерватива при половом акте,
  • Борьба с пагубными привычками,
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Беременные женщины для предупреждения врожденного герпеса у ребенка должны:

  1. Избегать тесного общения с больными людьми,
  2. Вовремя становиться на учет в женской консультации,
  3. Питаться сбалансировано и рационально,
  4. Не напрягаться физически,
  5. Защищать организм от стрессов и нервных потрясений,
  6. Как можно реже посещать общественные места,
  7. Проходить обследования на вирусы герпеса.
Читайте также:  Сколько лечится герпес на веке

Герпетическая инфекция — вирусная патология с характерным высыпанием сгруппированных пузырьков на коже и слизистых. Ее возбудитель присутствует в организме практически каждого человека. У одних заболевание часто обостряется, а у других рецидивов практически не бывает. Крепкий иммунитет ослабляет вирус и делает его неактивным.

Видео: телепрограмма о герпетической инфекции

Видео: доктор Комаровский о герпетической инфекции

Мнения, советы и обсуждение:

Источник

Вирус герпеса возбудитель заболеванияÂîçáóäèòåëü ãåðïåñà îòíîñèòñÿ ê òåì âèðóñàì, êîòîðûå åäèíîæäû âíåäðèâøèñü â îðãàíèçì, îñòàþòñÿ â íåì íàâñåãäà. Êàê ìîæíî çàùèòèòüñÿ îò îïàñíîãî çàáîëåâàíèÿ? È êàê ïðîòèâîñòîÿòü èíôåêöèè, åñëè çàðàæåíèå âñå-òàêè ïðîèçîøëî?
Ãåðïåòè÷åñêèå èíôåêöèè (èëè ãåðïåñ îò ãðå÷. herpete, ÷òî îçíà÷àåò «ïîëçòè») — øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûå çàáîëåâàíèÿ, âûçûâàåìûå âèðóñàìè ñåìåéñòâà Herpesviridae, êîòîðûå íàñ÷èòûâàþò îêîëî 100 âèðóñîâ è îòëè÷àþòñÿ ìíîãîîáðàçèåì êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, êàê ïðàâèëî, õðîíè÷åñêèì òå÷åíèåì, à òàêæå ðàçëè÷íûìè ïóòÿìè ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè. Èç ìíîãî÷èñëåííîãî ñåìåéñòâà ãåðïåñâèðóñîâ ëèøü 8 âèðóñîâ âûçûâàþò çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà.

Ïðîñòîé ãåðïåñ — îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè (ÃÈ), âîçáóäèòåëåì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà (ÂÏÃ), ïðîÿâëÿþùååñÿ çóäÿùèìè âûñûïàíèÿìè â âèäå ïóçûðüêîâ (âåçèêóë), êîòîðûå ìîãóò âîçíèêàòü íà ëþáîì ó÷àñòêå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.

Ðàçëè÷àþò äâå îñíîâíûå ãðóïïû ÂÏÃ: 1 è 2 òèïîâ (ÂÏÃ-I, ÂÏÃ-II). ÂÏÃ-I ÷àùå âûçûâàåò ïîðàæåíèè êîæè ëèöà, âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, ÂÏÃ-II – ïîðàæåíèå ãåíèòàëèé.

Ïóòåøåñòâèå âèðóñà â îðãàíèçìå

Èñòî÷íèêîì ÂÏÃ-èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé èëè âèðóñîíîñèòåëü (âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé áîëåçíè íåò, íî âèðóñ âûäåëÿåòñÿ ñî ñëþíîé, ìî÷îé, îòäåëÿåìûì îðãàíîâ ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû). Âèðóñ ïåðåäàåòñÿ êîíòàêòíûì, âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòÿìè, ïðè ïåðåëèâàíèè êðîâè è ïåðåñàäêå îðãàíîâ. Âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè èíôèöèðîâàíèå ïëîäà ìîæåò ïðîèñõîäèòü òðàíñïëàöåíòàðíûì ïóòåì (÷åðåç ïëàöåíòó) è âî âðåìÿ ðîäîâ.

Óñòàíîâëåíî, ÷òî â 40% ñëó÷àåâ ïåðâè÷íîå èíôèöèðîâàíèå ÂÏà ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå, ïðè ýòîì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè, êàê ïðàâèëî, ÿâëÿþòñÿ ÷ëåíû ñåìüè, èìåþùèå àêòèâíûå ïðèçíàêè ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè (îáû÷íî ðåöèäèâèðóþùèé (ïîâòîðÿþùèéñÿ) ãåðïåñ ãóá).

Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà ïîïàäàåò â îðãàíèçì ÷åðåç òðàâìèðîâàííûå êîæó èëè ñëèçèñòûå îáîëî÷êè (êðàñíàÿ êàéìà ãóá, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ïîëîâûõ îðãàíîâ, êîíúþíêòèâà), — ãäå ïîÿâëÿþòñÿ òèïè÷íûå ïóçûðüêîâûå âûñûïàíèÿ (ðåçóëüòàò æèçíåäåÿòåëüíîñòè âèðóñà), è ïðîíèêàåò â êðîâÿíîå ðóñëî è ëèìôàòè÷åñêóþ ñèñòåìó. Âèðóñíûå ÷àñòèöû äîñòèãàþò íåðâíûõ óçëîâ (ãàíãëèåâ) öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ãäå è ñîõðàíÿåòñÿ â íåàêòèâíîì âèäå ïîæèçíåííî. Íàïðèìåð, ïðè ãåðïåñå ëèöà âèðóñ ñîõðàíÿåòñÿ â ãàíãëèÿõ òðîéíè÷íîãî íåðâà, ïðè ãåðïåñå ãåíèòàëèé – â ãàíãëèÿõ ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. È ç íåðâíûõ ãàíãëèåâ íà÷èíàåòñÿ ðàññåëåíèå âèðóñíûõ ÷àñòèö íà ïåðèôåðèþ – êîæó, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè è ðàçâèâàåòñÿ î÷àã èíôåêöèè.

 îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ÂÏà ðàçìíîæàåòñÿ â ëèìôîöèòàõ (êëåòêè êðîâè), ÷òî ïðèâîäèò ê èõ ïîðàæåíèþ è íàðóøåíèþ ãåíåòè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ, êîíòðîëèðóþùèõ èììóííûå ðåàêöèè, ÷òî âåäåò ê âòîðè÷íîìó èììóíîäåôèöèòó. Êëèíè÷åñêè ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â ÷àñòûõ ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñíèæåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ñëàáîñòüþ, ïîâûøåíèþ òåìïåðàòóðû òåëà, óâåëè÷åíèþ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Ðåöèäèâèðóþùåå òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàåòñÿ ó 30 — 50% íàñåëåíèÿ, èíôèöèðîâàííîãî ÂÏÃ. Îáîñòðåíèÿ ãåðïåñà âîçíèêàþò ïîñëå ðàçëè÷íûõ ïðîâîöèðóþùèõ ôàêòîðîâ: ïåðåîõëàæäåíèÿ, ïñèõè÷åñêîé èëè ôèçè÷åñêîé òðàâìû (ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ, ãèíåêîëîãè÷åñêèõ âðà÷åáíûõ ìàíèïóëÿöèé), ïðèåìà àëêîãîëÿ, íà ôîíå ãîðìîíàëüíûõ âñïëåñêîâ («ìåíñòðóàëüíûé ãåðïåñ»). Èçâåñòåí «ñîëíå÷íûé ãåðïåñ», êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì óëüòðàôèîëåòîâûõ ëó÷åé.

Îäíàêî, ñòîèò îòìåòèòü, âèðóñ ãåðïåñà ìîæåò â òå÷åíèå æèçíè ÷åëîâåêà íè ðàçó íå ïðîÿâèòüñÿ â âèäå áîëåçíè.

Ìíîãîëèê è êîâàðåí

Ñâîéñòâà ÂÏà òàêîâû, ÷òî â èíôåêöèîííûé ïðîöåññ ìîãóò âîâëåêàòüñÿ ïðàêòè÷åñêè âñå îðãàíû ÷åëîâåêà, ÷òî ïîçâîëÿåò ãîâîðèòü î ãåðïåñå, êàê î «ãåðïåòè÷åñêîé áîëåçíè» ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì òîé èëè èíîé ñèñòåìû îðãàíîâ. Íàïðèìåð, ìîãóò áûòü ïîðàæåíû ãëàçà, ËÎÐ-îðãàíû (ãëîòêà, ãîðòàíü, óõî), îðãàíû äûõàíèÿ, ïîëîâûå îðãàíû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà (îáîëî÷êè ìîçãà, íåðâû), êîæà è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè (ëèöî, ãóáû, ñëèçèñòàÿ ïîëîñòè ðòà) è ïð.

×àñòîòà è èíòåíñèâíîñòü îáîñòðåíèé ïðè ðåöèäèâèðóþùåì ãåðïåñå çàâèñÿò îò àêòèâíîñòè (àãðåññèâíîñòè) âîçáóäèòåëÿ, à òàêæå îò ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ÷åëîâåêà.

Îáîñòðåíèÿ ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè äàëåêî íå âñåãäà ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿâëåíèåì òèïè÷íûõ âûñûïàíèé â âèäå ïóçûðüêîâ. Êîâàðñòâî ãåðïåñà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî î÷åíü ÷àñòî ÷åëîâåê, íå ïîäîçðåâàÿ, ñòàíîâèòñÿ èñòî÷íèêîì èíôåêöèè äëÿ îêðóæàþùèõ. Ýòî îòíîñèòñÿ è ê ãåðïåñó ëèöà è ê ãåðïåñó ïîëîâûõ îðãàíîâ, êîòîðûé çà÷àñòóþ ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî âûðàæåííîé áîëüþ (ñîîòâåòñòâåííî â îáëàñòè ëèöà èëè â ìàëîì òàçó).

Ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ

Ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ (ÃÃ) — îäíà èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ èíôåêöèé îðãàíîâ ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû. Èíôèöèðîâàíèå ïðîèñõîäèò ïðè òåñíîì ôèçè÷åñêîì êîíòàêòå ñ áîëüíûì èëè âèðóñîíîñèòåëåì ïðè ãåíèòàëüíîì, îðî-ãåíèòàëüíîì, ãåíèòî-ðåêòàëüíîì è îðàëüíî-àíàëüíîì êîíòàêòàõ.

Ðàçëè÷àþò ïåðâè÷íûé è ðåöèäèâèðóþùèé ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ.

Ïðè ïåðâè÷íîì ãåíèòàëüíîì ãåðïåñå èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (ïåðèîä îò çàðàæåíèÿ äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ èíôåêöèè) ñîñòàâëÿåò 1-10 äíåé è îòëè÷àåòñÿ îò ïîñëåäóþùèõ ðåöèäèâîâ áîëåå òÿæåëûì è ïðîäîëæèòåëüíûì òå÷åíèåì. Êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû ïåðâè÷íîãî Ãà ðàçâèâàþòñÿ ëèøü ó 10% èíôèöèðîâàííûõ è õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ ïîëîâûõ îðãàíîâ è ïðèëåæàùèõ ó÷àñòêàõ êîæè ñãðóïïèðîâàííûõ íåáîëüøèõ ïóçûðüêîâ, íàïîëíåííûõ æèäêîñòüþ, ñ ïîêðàñíåíèåì âîêðóã íèõ. ×åðåç 2-4 äíÿ ñîäåðæèìîå ïóçûðüêîâ ìóòíååò, è îíè ëîïàþòñÿ, îáðàçóÿ ìîêíóùèå ÿçâî÷êè, êîòîðûå çàòåì ïîêðûâàþòñÿ êîðî÷êàìè. Ñóáúåêòèâíî áîëüíûõ áåñïîêîÿò çóä, ææåíèå, áîëåçíåííîñòü â îáëàñòè î÷àãà ïîðàæåíèÿ. Ó ÷àñòè áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38° Ñ, áîëåçíåííîå óâåëè÷åíèå ïàõîâûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ïðè áëàãîïðèÿòíîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ ÷åðåç 5-7 äíåé êîðî÷êè îòïàäàþò è íà èõ ìåñòå îñòàåòñÿ ïÿòíî. Äàæå ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî ïðîõîäÿò ñàìîñòîÿòåëüíî ÷åðåç 2-3 íåäåëè. Âïîñëåäñòâèè ó ìíîãèõ çàáîëåâàíèå ïîâòîðÿåòñÿ, ïðè÷åì âðåìÿ äî î÷åðåäíîãî ðåöèäèâà ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ëåò.

Ðåöèäèâèðóþùèé ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ õàðàêòåðèçóåòñÿ õðîíè÷åñêèì òå÷åíèåì, íàðóøåíèåì ïîëîâîé è ðåïðîäóêòèâíîé ôóíêöèé ïàöèåíòêè. Áîëåçíü òðóäíî ïîääàåòñÿ òåðàïèè. Ãåðïåòè÷åñêèå âûñûïàíèÿ ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ íà áîëüøèõ è ìàëûõ ïîëîâûõ ãóáàõ, ñëèçèñòîé îáîëî÷êå âëàãàëèùà, øåéêè ìàòêè, â ïðîìåæíîñòè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûñûïàíèé íå ïðåâûøàåò 3-5 äíåé.  ðÿäå ñëó÷àåâ ïðè ðåöèäèâå âèäèìûå âûñûïàíèÿ âîîáùå íå îáíàðóæèâàþòñÿ, à ïîÿâëÿþòñÿ îòå÷íîñòü, çóä, ÷óâñòâî äèñêîìôîðòà â îáëàñòè ïîëîâûõ îðãàíîâ. Çàáîëåâàíèå ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, îáùåé ñëàáîñòüþ è íåäîìîãàíèåì, óâåëè÷åíèåì è áîëåçíåííîñòüþ ïàõîâûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (÷àùå ñ îäíîé ñòîðîíû).

Îñîáåííîñòüþ ãåíèòàëüíîãî ãåðïåñà ÿâëÿåòñÿ ìíîãîî÷àãîâîñòü: â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ íåðåäêî âîâëåêàþòñÿ íèæíèé îòäåë ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà (óðåòðà, ìî÷åâîé ïóçûðü; ïðîÿâëÿåòñÿ áîëÿìè è ðåçÿìè â íà÷àëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, ÷àñòûìè ìî÷åèñïóñêàíèÿìè) è ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðÿìîé êèøêè (âîçíèêàþò ðåöèäèâèðóþùèå òðåùèíû), à òàêæå âåðõíèå îòäåëû ïîëîâîãî òðàêòà (ìàòêà, ÿè÷íèêè è ìàòî÷íûå òðóáû).  ïîñëåäíåì ñëó÷àå âîçìîæíî ïîÿâëåíèå ñëèçèñòûõ âûäåëåíèé èç âëàãàëèùà, ïåðèîäè÷åñêîå ïîÿâëåíèå áîëè â ìàëîì òàçó, â îáëàñòè ïðîåêöèè ìàòêè, ÿè÷íèêîâ (ñèìïòîìû ðàçäðàæåíèÿ òàçîâîãî íåðâíîãî ñïëåòåíèÿ). Ïðè÷åì ýòè ñèìïòîìû ÷àñòî ñâÿçàíû ñ îïðåäåëåííîé ôàçîé ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà (÷àùå ñ îâóëÿöèåé èëè îêîëîìåíñòðóàëüíûì ïåðèîäîì). Íå ðåäêî âèðóñíàÿ ïðèðîäà áîëåçíè íå ðàñïîçíàåòñÿ, ïàöèåíòêè äëèòåëüíî è áåçðåçóëüòàòíî ëå÷àòñÿ ó ãèíåêîëîãîâ àíòèáàêòåðèàëüíûìè è ïðîòèâîãðèáêîâûìè ïðåïàðàòàìè.

Читайте также:  Герпес вдоль седалищного нерва

Îñëîæíåíèÿ ãåíèòàëüíîãî ãåðïåñà

Ê îñëîæíåíèÿì ãåíèòàëüíîãî ãåðïåñà îòíîñÿòñÿ ñóõîñòü è îáðàçîâàíèå áîëåçíåííûõ êðîâîòî÷àùèõ òðåùèí íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ íàðóæíûõ ïîëîâûõ îðãàíîâ, âîçíèêàþùèõ ïðè ìåõàíè÷åñêîì âîçäåéñòâèè (íàïðèìåð, ïðè ïîëîâîì àêòå).

Îñîáîå ìåñòî ñðåäè äðóãèõ îñëîæíåíèé çàíèìàåò áîëåâîé ñèíäðîì, îáóñëîâëåííûé ñïåöèôè÷åñêîé ãåðïåòè÷åñêîé íåâðàëãèåé òàçîâîãî íåðâíîãî ñïëåòåíèÿ. Ïðè ýòîì æåíùèíû ïðåäúÿâëÿþò æàëîáû íà ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùèå òÿíóùèå áîëè âíèçó æèâîòà, â îáëàñòè ïðîåêöèè ÿè÷íèêîâ, îòäàþùèå â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü è ïðÿìóþ êèøêó, áîëè â ïðîìåæíîñòè. Áîëü ïðè ðåöèäèâèðóþùåì ãåðïåñå ìîæåò âîçíèêàòü íåçàâèñèìî îò íàëè÷èÿ êîæíûõ âûñûïàíèé, ÷òî â çíà÷èòåëüíîé ìåðå çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó.

Ðåöèäèâèðóþùèé ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ, íàðóøàÿ íîðìàëüíóþ ïîëîâóþ æèçíü ïàöèåíòîê, íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, ïðèâîäèò ê êîíôëèêòàì â ñåìüå.

Ãåíèòàëüíûé ãåðïåñ ó ÷àñòè æåíùèí ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåâûíàøèâàíèÿ áåðåìåííîñòè è áåñïëîäèÿ.

Äèàãíîñòèêà ïðîñòîãî ãåðïåñà

Ïðè âîçíèêíîâåíèè ïîäîçðåíèé íàëè÷èå ïðîñòîãî ãåðïåñà çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèåì íå ñëåäóåò. Íåîáõîäèìî ñðî÷íî, íå îòêëàäûâàÿ è íå çàìàçûâàÿ âûñûïàíèÿ, ïðèéòè íà ïðèåì ê äåðìàòîâåíåðîëîãó èëè ãèíåêîëîãó, ñïåöèàëèçèðóþùåìóñÿ â îáëàñòè âèðóñîëîãèè. Âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðàâèëüíîãî äèàãíîçà èìååò òùàòåëüíî ñîáðàííûé àíàìíåç (îïðîñ ïàöèåíòêè). Äëÿ ãåðïåñà, íåçàâèñèìî îò ìåñòà ïðîÿâëåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, õàðàêòåðíî âîëíîîáðàçíîå òå÷åíèå, êîãäà áîëåçíåííûå ñîñòîÿíèÿ ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè áëàãîïîëó÷èÿ, äàæå áåç ëå÷åíèÿ. Ó æåíùèí îáîñòðåíèÿ ãåðïåñà ÷àñòî ñâÿçàíû ñ îïðåäåëåííîé ôàçîé ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà. Íàëè÷èå ïóçûðüêîâûõ âûñûïàíèé íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ, âûðàæåííàÿ ñóáúåêòèâíàÿ ñèìïòîìàòèêà (çóä, ææåíèå) ïîçâîëÿåò âðà÷àì âèçóàëüíî ïîñòàâèòü äèàãíîç ïðîñòîãî ãåðïåñà, ñâîåâðåìåííî íàçíà÷èòü ëå÷åíèå è èíôîðìèðîâàòü áîëüíîãî îá îïàñíîñòè çàðàæåíèÿ ïîëîâîãî ïàðòíåðà.

Ïðåäïîëîæèòü ãåðïåòè÷åñêóþ ïðèðîäó ïîðàæåíèÿ ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû ïðè îòñóòñòâèè òèïè÷íûõ ïðîÿâëåíèé íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ ïîçâîëÿþò æàëîáû (çóä, ææåíèå â îáëàñòè ïðîìåæíîñòè), óêàçàíèå íà ðåöèäèâèðóþùèé (ïîâòîðÿþùèéñÿ) õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, à òàêæå íà íåýôôåêòèâíîñòü ðàíåå ïðîâîäèìîé àíòèáèîòèêîòåðàïèè, ñêëîííîñòü ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì, ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùóþ îáùóþ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, äåïðåññèâíûå ñîñòîÿíèÿ.

Äîñòîâåðíî âûÿâèòü ãåðïåòè÷åñêóþ ïðèðîäó çàáîëåâàíèÿ ïîçâîëÿþò òîëüêî ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ, êîòîðûå ïðèíöèïèàëüíî äåëÿòñÿ íà äâå ãðóïïû:

— âûäåëåíèå è èäåíòèôèêàöèÿ ÂÏà èç èíôèöèðîâàííîãî ìàòåðèàëà (ìàòåðèàëîì äëÿ àíàëèçà ñëóæàò ñîñêîá èç î÷àãà ïîðàæåíèÿ, êðîâü, ìî÷à,
  ñëþíà,   ñëåçíàÿ æèäêîñòü, ñïèííî-ìîçãîâàÿ æèäêîñòü, îòäåëÿåìîå êàíàëà øåéêè ìàòêè, âëàãàëèùà, óðåòðû, ïðÿìîé êèøêè);

— âûÿâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë (çàùèòíûõ áåëêîâ) ê âèðóñó ãåðïåñà â ñûâîðîòêå êðîâè.

1. Âûäåëåíèå è èäåíòèôèêàöèÿ ÂÏÃ.

 ñïåöèàëèçèðîâàííûõ âèðóñîëîãè÷åñêèõ ëàáîðàòîðèÿõ ÂÏà âûäåëÿþò ñ ïîìîùüþ êóëüòóðàëüíîãî ìåòîäà. Ñóòü åãî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî èç ãåðïåòè÷åñêèõ âûñûïàíèé áåðóò ñîäåðæèìîå è ïîäñàæèâàþò íà ðàñòóùèé êóðèíûé ýìáðèîí. Çàòåì, ÷åðåç 2 íåäåëè, ïî õàðàêòåðíûì ïîðàæåíèÿì îðãàíîâ çàðîäûøà îïðåäåëÿþò íàëè÷èå ÂÏÃ. Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî òî÷íî ñêàçàòü, ÷òî äàííûå âûñûïàíèÿ èìåþò ãåðïåòè÷åñêóþ ïðèðîäó.

Äëÿ èäåíòèôèêàöèè âîçáóäèòåëÿ ÂÏà øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ìåòîä ïîëèìåðàçíîé öåïíîé ðåàêöèè (ÏÖÐ), ïîçâîëÿþùèé óçíàòü, êàêîé òèï âèðóñà ãåðïåñà èìååòñÿ â îðãàíèçìå. Ìàòåðèàë äëÿ ÏÖÐ çàáèðàþò ñïåöèàëüíîé ùåòî÷êîé èç ìåñò âûñûïàíèé. ÏÖÐ ìîæåò îáíàðóæèòü âèðóñ ó áîëüíîãî òîëüêî â ìîìåíò ðåöèäèâà. Ò.å. â ìîìåíò ðåìèññèè äåëàòü ïîäîáíûé àíàëèç íå èìååò ñìûñëà. Ìåòîä ÏÖÐ îáëàäàåò 95%-íîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, 100% ñïåöèôè÷íîñòüþ, âûïîëíÿåòñÿ çà 24-48 ÷àñîâ.

2. Âûÿâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë ê âèðóñó ãåðïåñà â ñûâîðîòêå êðîâè — ñåðîäèàãíîñòèêà.

Àíòèòåëà ê âèðóñó ãåðïåñà ïîÿâëÿþòñÿ â ñûâîðîòêå êðîâè ê 4-7-ìó äíþ ïîñëå ïåðâè÷íîãî çàðàæåíèÿ, äîñòèãàþò ïèêà ÷åðåç 2-3 íåäåëè è ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ âñþ æèçíü. Óñòàíàâëèâàþò äèàãíîç ïî õàðàêòåðíîìó ïðèðîñòó àíòèòåë è îïðåäåëåíèè ê êàêîìó êëàññó îíè îòíîñÿòñÿ. Àíàëèç ìîæåò áûòü ïîâòîðåí íå îäèí ðàç ñ èíòåðâàëîì â íåñêîëüêî äíåé. Êîãäà èçâåñòåí ðåçóëüòàò?

Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïðîñòîãî ãåðïåñà

Ãåðïåñ ìîæíî è íóæíî ëå÷èòü.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ìåäèöèíà ðàñïîëàãàåò öåëûì àðñåíàëîì ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ïîçâîëÿþùèì â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîëó÷èòü ñòîéêèé êëèíè÷åñêèé ýôôåêò ó òåõ, êòî ñòðàäàåò ðåöèäèâèðóþùèì ãåðïåñîì è óñïåøíî êîíòðîëèðîâàòü ïåðèîäû àêòèâàöèè ÃÈ ïðè áåññèìïòîìíûõ ôîðìàõ. Äîáèòüñÿ ïîëíîãî óäàëåíèÿ âèðóñà èç îðãàíèçìà íûíå ñóùåñòâóþùèìè ìåòîäèêàìè ëå÷åíèÿ íåâîçìîæíî, ìîæíî òîëüêî ïîääåðæèâàòü îðãàíèçì â òàêîì ñîñòîÿíèè, êîãäà ó âèðóñà íå áóäåò øàíñà àêòèâèðîâàòüñÿ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñóùåñòâóþò äâà îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿ â ëå÷åíèè ïðîñòîãî ãåðïåñà:

— èñïîëüçîâàíèå ïðîòèâîâèðóñíûõ ïðåïàðàòîâ, îñíîâíîå ìåñòî ñðåäè êîòîðûõ çàíèìàþò àöèêëîâèðñîäåðæàùèå (ÀÖÂ) ïðåïàðàòû;

— êîìïëåêñíûé ìåòîä ëå÷åíèÿ, âêëþ÷àþùèé èììóíîòåðàïèþ â ñî÷åòàíèè ñ ïðîòèâîâèðóñíîé òåðàïèåé.

1. Ïðè îáîñòðåíèè ãåðïåñà ñðåäñòâîì «ñêîðîé ïîìîùè» ÿâëÿþòñÿ ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå àöèêëîâèð: Çîâèðàêñ, Âàëòðåêñ, Àöèêëîâèð-Àêðè, Âèðîëåêñ. Îíè âûïóñêàþòñÿ â âèäå òàáëåòîê, êðåìà. (Ïîäðîáíåå îá èõ èñïîëüçîâàíèè: äëèòåëüíîñòü êóðñà, ñêîëüêî ðàç â äåíü, ÷òî ïðåäïî÷åñòü — òàáëåòêè èëè êðåì è ïð.?)

2. Êàê ïðàâèëî, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò íà ôîíå ïîäàâëåíèÿ èììóííûõ ðåàêöèé, ïîýòîìó â ëå÷åíèè ãåïðåñà íå ïîñëåäíèå ìåñòî îòâîäèòñÿ èììóíîòåðàïèè. Åñëè ðåöèäèâû çàáîëåâàíèÿ èìåþò ñåçîííîñòü (îñåíü, âåñíà) è ê íèì ïðèñîåäèíÿþòñÿ ñèìïòîìû ÎÐÂÈ – ê ïðîòèâîâèðóñíîìó ëå÷åíèþ ïðåïàðàòàìè, ñîäåðæàùèìè àöèêëîâèð, öåëåñîîáðàçíî äîáàâèòü êóðñ ïðåïàðàòîâ, ñòèìóëèðóþùèõ âûðàáîòêó èíòåðôåðîíà (âåùåñòâà, âûðàáàòûâàåìîãî îðãàíèçìîì è îáëàäàþùåãî ïðîòèâîâèðóñíûì äåéñòâèåì): ðàñòèòåëüíûõ èììóíîñòèìóëÿòîðîâ (íàïðèìåð, ÈÌÌÓÍÀË) è ñèíòåòè÷åñêèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ òèïà ÀðáèäîëÀ, ÀìèêñèíÀ, âèôåðîíÀ, ÊÈÏÔÅÐÎÍÀ. Ïðè÷åì èõ ìîæíî íà÷èíàòü èñïîëüçîâàòü ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ ïðèìåðíî çà ìåñÿö äî íàñòóïëåíèÿ îñåííåé ñëÿêîòè è âåñåííåãî ãèïîâèòàìèíîçà).

Ó áîëüíûõ ðåöèäèâèðóþùèì ãåðïåñîì óñïåøíî ïðèìåíÿþòñÿ ïðåïàðàòû ÒÀÊÒÈÂÈÍ, ÒÈÌÀËÈÍ, ÒÈÌÎÃÅÍ, ÌÈÅËÎÏÈÄ è äð. (ëå÷åíèå íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ïîä êîíòðîëåì èììóíîãðàììû).

Ïðîôèëàêòèêà ãåíèòàëüíîãî ãåðïåñà

Ëè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà äëÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ñîñòîèò â ñîáëþäåíèè ãèãèåíû ïîëîâîé æèçíè, çàêëþ÷àþùåéñÿ â îãðàíè÷åíèè ÷èñëà ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ, â èñïîëüçîâàíèè áàðüåðíûõ êîíòðàöåïòèâîâ (ïðåçåðâàòèâîâ). Ïîñëå êàæäîãî íîâîãî ïîëîâîãî êîíòàêòà áåç ïðåçåðâàòèâà íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ïîëíîå îáñëåäîâàíèå äëÿ èñêëþ÷åíèÿ èíôåêöèé, ïåðåäàâàåìûõ ïîëîâûì ïóòåì, â òîì ÷èñëå è ãåíèòàëüíîãî ãåðïåñà. Ïðè ïîÿâëåíèè ëþáûõ ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ êîæè èëè ïîëîâûõ îðãàíîâ íåîáõîäèìî ñðàçó îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è íè â êîåì ñëó÷àå íå çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèåì, ò. ê. ýòî òîëüêî çàòðóäíèò ïðàâèëüíóþ è ñâîåâðåìåííóþ ïîñòàíîâêó äèàãíîçà.

Íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ëè÷íóþ ãèãèåíó (ó êàæäîãî ÷ëåíà ñåìüè äîëæíî áûòü îòäåëüíîå ïîëîòåíöå, ìî÷àëêà è ïð.), íå ðåêîìåíäóåòñÿ öåëîâàòü äåòåé â ãóáû, ïîëüçîâàòüñÿ ÷óæîé ãóáíîé ïîìàäîé.

Ëè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâøåãî ãåðïåñîì, îñîáåííî ãåíèòàëüíûì, íàïðàâëåíà íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ îñëîæíåííûõ ôîðì èíôåêöèè, äëÿ ÷åãî ïàöèåíò äîëæåí óìåòü âîâðåìÿ ðàñïîçíàâàòü ïðîÿâëåíèÿ íà÷èíàþùåãîñÿ ðåöèäèâà è ñâîåâðåìåííî èõ óñòðàíÿòü ñ ïîìîùüþ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå, ÷òî ÂÏÃ ïîæèçíåííî îñòàåòñÿ â îðãàíèçìå èíôèöèðîâàííîãî, ñóùåñòâóåò ïîòåíöèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü àêòèâàöèè èíôåêöèè. Ïîýòîìó íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî ïðîâîäèòü ëàáîðàòîðíóþ äèàãíîñòèêó, ïîçâîëÿþùóþ âûÿâëÿòü ìàëîñèìïòîìíûå ôîðìû ÃÃ, à òàêæå áåññèìïòîìíîå âèðóñîíîñèòåëüñòâî. 

Ìàìà è Ìàëûø

Источник